Угол ул. Шиват Цион и ул. Аленби в Хайфе
About-Holy Land.com
Messiah-conception-and-his-versions 

Владимир Цывкин расскажет о понимании Мессии евреями и христианами, о связи Мессии с пророком Элияху (Ильёй), о связи пророка Элияху с горой Кармель, о различных трансформациях Мессианской идеи


Главная Святость горы Кармель Святая Земля Хайфа в период Британского Мандата

Внимание!
Перед Вами черновик...
Работа над ним продолжается...

Святость горы Кармель и Мессианская идея

 

Содержание
Введение

Глава 1  
Мессия евреев.

1.1  Понимание евреями Мессии. Мессианская идея евреев
1.2  Ожидание Мессии евреями.
1.3  Ускорение прихода Мессии.
1.4  Связь Мессии  с пророком Элияху (Илией).
 
Глава 2
Мессианская идея евреев в легендах Иерусалима.

2.1  Страшный суд в Кедронской долине
2.2  Воскрешение мёртвых на Масличной горе

Глава 3
Предтеча евреев.

3.1  Пророк Элияху (Илия или Илья) в Танахе и Ветхом Завете. 
3.2  Элияху - предтеча Мессии евреев, или предвестник Мессии.

Глава 4
Пророк Элияху (Илия или Илья) и гора Кармель

4.1  Испытание веры Илии на горе Кармель.
4.2  Пещера пророка Элияху (Илии) в традиции евреев.

Глава 5
Мессия христиан.

5.1  Иисус Христос или Иисус Мессия.
5.2  Вторичное пришествие Мессии христиан.
5.3  Преобразование Мессии евреев в Мессию христианства.

 Глава 6
Иоанн Креститель как предтеча Иисуса Христа.

6.1  Иоанн Креститель - предтеча Мессии  христиан.
6.2  Иоанн Креститель как воплощение пророка Илии (Элияху).
6.3  Отношение современников к Иоанну Крестителю
6.4  Предтеча в христианстве.
6.5  Общее и в понимании евреями пророка Илии и христианами
       пророка Иоанна Крестителя.
6.6   Различное в понимании евреями пророка Илии и
        христианами пророка Иоанна Крестителя.

Глава 7
Мессия и крестоносцы.

7.1  Крестоносцы как мессианское движение.

Глава 13
13.1  Мессианские тенденции у англикан.

Глава 14
Мессия и темплеры.

14.1  Мессианские тенденции у немецких храмовников (темплеров).

Глава 15

15.1  Лорд Лоренс Олифант
15.2  Мессия и Предтеча англичанина Олифанта


Глава 17

17.1  Мессия и Предтеча англичанина Вингейта.



Глава  20   Мессия и предтеча бахайцев

20.1  Баба как предтеча пророка новой религии.
20.2  Храм-гробница предтечи бахайцев в Хайфе на горе Кармель.
20.3  Террасы-сады как элемент, подчеркивающий святость
         храма Бабы.







 

 Теория Аврахама Лоренбойма о преемственности 
       святых мест в различных  религиях
Пример преемственности святых мест на горе Кармель
Пещера на вершине горы как традиционное святое место в
       различных религиях
Отсутствие пещеры Иоанна Крестителя на  горе Кармель и  
      вторая пещера Элияху на горе Кармель

ВВЕДЕНИЕ
Прежде всего, необходимо остановиться на соответствии имен действующих лиц в ТАНАХе (общее название святых книг в иудаизме) и их же имен в русском переводе Ветхого Завета (одна из святых книг христиан).  Эти два сочинения почти идентичны, и только теологические (идеологические) причины привели к перестановке отдельных  частей ТАНАХа в Ветхом Завете, да и ошибочное причисление нескольких еврейских апокрифов к святым книгам ТАНАХа, создало разницу между традиционным вариантом ТАНАХа и традиционным вариантом Ветхого Завета католиков. На иврите имя пророка, который считается предтечей Мессии, произносится как Элияху. На русском языке это имя внедрилось как Илия, или Илья.


Имя предтечи Иисуса Христа-Мессии, согласно традициям на русском языке, Иоанн. 

На древнееврейском языке – иврите – это имя произносится как Йоханана

Так как основа всех этих традиций коренится в ивритском Танахе, то представляется более верным употреблять в этом сочинении имена библейских действующих лиц в их наиболее древнем вариан

Глава 1  
Мессия евреев

1.1  О Мессианской идее у евреев
О Мессианской идее у евреев


1.1  Понимание евреями Мессии
1.2  Ожидание Мессии евреями.
1.3  Ускорение прихода Мессии.
1.4  Связь Мессии  с пророком Элияху (Илией).
 



Глава 2  
Мессианская идея евреев в легендах Иерусалима

2.1  Страшный суд в Кедронской долине
2.2  Воскрешение мёртвых на Масличной горе

Глава 3  
Предтеча евреев

3.1  Пророк Элияху (Илия или Илья) в Танахе и Ветхом Завете. 
3.2  Элияху - предтеча Мессии евреев, или предвестник Мессии.

3.1  Пророк Элияху в Танахе и Ветхом Завете – ул. Тишби

Пророк Элияху (Илия) жил в дни царствования в Израиле царя Ахава (870-851 до н.э.) и Ахазии, его сына.

Он происходил из города Тишба, расположенного в области Гилъад, и потому его прозвали Тишбаи, или Тишби. О продолжении этой традиции свидетельствуют как имена Йешу Ха-ноцри, т.е. Иисуса из Нацерета (Назарета), Мирьям (Марии) Магдалины, т.е. Марии из города Мигдал, а также гаон из Вильны, т.е. мудрец из города Вильна, и Любавический рабби, т.е. раввин из местечка Любавичи. Поэтому улица Тишби в центральной части Хайфы также напоминает о пророке Элияху, о месте, где он вырос, и о его прозвище.

Он жил в эпоху, когда единое еврейское государство Давида и Соломона было уже расколото на два: Южное – Иудею, и Северное – Израиль. В Иудее царствовали потомки царя Давида и там в большей степени почитали единого Бога Израиля. В Северном царстве при жизни Элияху царствовали Ахав (870-851 до н.э.) и

Ахазия, его сын. Женой Ахава и матерью Ахазии была Изавель, дочь одного из финикийских властителей.  

Есть исследователи, которые считают, что имя Элияху свидетельствует о его предназначении, о его миссии очищения культа Богу.

Чудеса, свершившиеся с ним, оставили след в представлении народа о будущем, которое ждет его (этот народ).

Народный фольклор и легенды (агада) жены Изавели в IX веке до


3.2  Пророк Элияху как предвестник Мессии

Царь Ахав обвинил пророка Илию в том, что он вызывает беспорядки. Илия отвечал, что причина всему в том, что он отказался от истинного Бога и верит богам финикийцев - Ваалу. И предложил царю послать жрецов Ваала на Кармел. Там Илия вызвал их на соревнование. Может ли их Ваал помочь им зажечь  костёр? Жрецы Ваала плясали, молились, кололи себя ножами весь день, а костер не возгорелся. 

Когда же Илия помолился, огонь пал с неба и возжег его жертву.
Народ признал истинность веры Илии. Пророки Ваала были убиты и засуха закончилась.

Узнав о смерти жрецов Ваала, Иезавель, жена Ахава, пришла в ярость и Илии пришлось бежать на юг, в пустыню. Он остался в одиночестве...


Пророк Элияху, в соответствии с библейским повествованием, не умер (2-я книга царей: 2, 12). Он вознесся на огненной колеснице на небеса и ждет там исполнить свое предназначение: возвестить о пришествии Мессии. 



Пророк Малахия предсказал возвращение Илии на землю.

По прошествии многих веков Илия вместе с Моисеем явился ученикам Иисуса на горе Тавор, когда те стали свидетелями преображения Иисуса.


Глава 4  
Пророк Элияху (Илия или Илья) и гора Кармель

4.1  Испытание веры Элияху на горе Кармель

Царь, Ахав, и его жена-чужеземка, царица Иезавель, грешили против Бога, поклонялись Баалу (Ваалу), божеству финикийцев. Бог послал Элияху сказать Ахаву, что накажет страну великой засухой, если он не изменит своё поведение.

Выполнив свою миссию, пророк укрылся у потока Хорафа, и вороны приносили ему пищу. Через некоторое время поток высох. Элияху пошел в Сарепту Сидонскую и жил там, в доме вдовы. Она поделилась с пророком последней едой, но по слову Господа мука в ее кадке и масло в кувшине не истощались до окончания голода. Когда сын той вдовы умер, Бог ответил на молитву Элияху и вернул отрока к жизни.

На третий год засухи Элияху снова предстал перед Ахавом. Царь обвинил пророка в призыве к беспорядкам. В ответ Элияху  предложил царю устроить состязание между ним и финикийскими жрецами на горе Кармель: тот, из них, кто способен одной молитвой возжечь жертву, докажет истинность его Бога.

Христианская традиция указывает точное место, где происходило это противостояние - единоборство пророка Элияху со жрецами финикийского бога Ваала (Баала).

Элияху предложил жрецам доказать силу своего божества и возжечь жертву только при помощи молитв. Если Баал пошлет огонь на их жертву, значит народ должен поклоняться Баалу. Жрецы Баала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не произошло.

Когда же стало ясно, что все их попытки возжечь жертву ни к чему не привели, взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа. И положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова.

По преданию на вершине горы пророк молил Бога о прекращении трехлетней засухи, а потом с трепетом следил за появлением в небе дождевого облака.

Услышь меня,  Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах…

Когда же Элияху помолился Богу, огонь пал с неба и возжег его жертву. Весь народ закричал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!»

Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, 

 И сказал им Илия: схватите пророков Валовых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их. И отвел их Илия к потоку Киссону (Кишону – В.Ц.), и заколол их там…

 А Илия взошел на верх Кармила (Кармеля – В.Ц.), и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими. Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь (3-я кн. Царств, гл. 18).

Пророки Баала были убиты, и засуха закончилась.       

 Традиция утверждает, что то противоборство состоялось на вершине горы, неподалеку от друзской деревни Далият-Ха-кармель. Арабы называют этот холм Мухрака – «огненное место». Мухрака расположена на одной их самых высоких точек горы Кармель, лежащей на высоте более 500 м над уровнем моря.

Здесь находится монастырь кармелитов, построенный в 80-х годах XIX века. Алтарь этого храма выполнен в виде 12 камней, в память того легендарного жертвенника, возведенного пророком Элияху. На площадке перед монастырем возвышается скульптура, представляющая фигуру грозного пророка с занесенным мечом над поверженным языческим жрецом.

 Со стен этого монастыря открывается великолепный вид на долину

Узнав о смерти своих пророков, Иезавель пришла в ярость. Чтобы спастись от нее пророку пришлось бежать на юг, в пустыню. Он остался в одиночестве. Но Бог призвал его помазать на царство Ииуя как нового царя над Израилем и передать свое пророческое служение Элише (Елисею

 


4.2  Пещера пророка Элияху на горе Кармель в традиции евреев
Гора Кармель почитается как место жития пророка Элияху и одна из пещер на ее западном склоне народная традиция уже многие поколения признается той, где Элияху проводил время во время его скитаний. Эту пещеру посещали паломники еще в древности и на её стенах можно различить греческие имена и многосвечный светильник, процарапанные и написанные или нарисованные евреями и христианами.

 Первый из еврейских паломников, который оставил письменное свидетельство о посещении этой пещеры, был Биньямин из Толедо (на иврите Биньямин ми Тудела), посетивший Страну Израиля в 1175 г.

Довдан, побывавший на Кармеле в 1652 г. отмечал, что большая пещера использовалась пророком для бесед с учениками и теми, кто приходил к нему за советом; а малая пещера служила ему для молитвы.

Еврейские паломники считали пещеру исцеляющей душевные болезни и до войны за независимость сюда приходили душевнобольные из разных населенных пунктов страны и

даже из близлежащих стран. Они оставались в пещере несколько дней в надежде, что дьявол покинет их под воздействием Элияху и они выйдут из пещеры здоровыми.    

Часто приводили сюда и бесплодных женщин, веривших, что при посредстве Элияху Бог смилостивится над ними и подарит им ребенка. Среди приходивших сюда были и беременные женщины, верившие, что молитва здесь поможет им родить сына.


Одно из самых древних сооружений на горе Кармель было возведено монахами ордена

Кармелитов, которое многократно разрушалось и отстраивалось заново.

 Современный комплекс монастыря включает не только многочисленные келья, пекарню, библиотеку, но и музей древностей, и магазин памятных сувениров для паломников.

 Однако наиболее интересным местом монастыря является величественная церковь. Над входом в нее – герб ордена: на фоне традиционного щита изображение горы Кармель с крестом на вершине, а вверху сверкающий и карающий вероотступников меч пророка Элияху, святого покровителя кармелитов.

 Центральным алтарем этой церкви является пещера, в которой, по преданию, бывал пророк.

 В куполе церкви изображены сюжеты, рассказывающие о вознесении Элияху на небеса, о путешествии Святого семейства в Еги


Глава 5  
Мессия хрисиан

Глава 5
Мессия христиан.

5.1  Иисус Христос или Иисус Мессия.
5.2  Вторичное пришествие Мессии христиан.
5.3  Преобразование Мессии евреев в Мессию христианства.
5.3  Отличие Мессии евреев от Мессии христиан.

5.3   Преобразование Мессианской идеи евреев в христианстве
Первые христиане оставались верующими еврями, веровавшими в Мессию. Даже когда христиане выделились в самостоятельную религию, изменились их организация и национальный состав,   мессианские представления евреев продолжали развиваться вместе с теологией христианства. Иногда это развитие мессианских идей уходило столь далеко от представлений евреев, что связь между ними не была видна. Поэтому сведения о вере первых христиан в Мессию позволяют лучше понять представления евреев в те врмена. Однако знание особенностей веры того периода е


Глава 6  
Иоанн Креститель как предтеча Иисуса Христа

6.1  Иоанн Креститель - предтеча Мессии  христиан.
6.2  Иоанн Креститель как воплощение пророка Илии (Элияху).
6.3  Отношение современников к Иоанну Крестителю
6.4  Предтеча в христианстве.
6.5  Общее и в понимании евреями пророка Илии и христианами
       пророка Иоанна Крестителя.
6.6   Различное в понимании евреями пророка Илии и
        христианами пророка Иоанна Крестителя.

6.1  Иоанн Креститель как предтеча Иисуса Христа
Пророк Малахи "четыре раза упоминает о дне Господнем (Млх 1:11; 3:1-6; 16-18: 4:1-6)... Можно думать, - пишет Генри Геллей, - что выражение это относится и к христианской эре... Заключительное предсказание: пророк Илия будет предшествовать 'дню Господню'".126

Предтечей Мессии евреи ожидали увидеть не кого иного, как пророка Элияху, очень почитаемого пророка, которого на русском языке принято называть Илией, или Ильей. "По весьма распространенному верованию, - отмечает Эрнест Ренан, - он вскоре должен был спуститься с неба, куда был взят живым, и путем покаяния приготовить людей к великому событию и примирить Бога с его народом".127 Иоанн, Иисус и их ученики считали, что Элияху (Илия) воскрес в образе Иоанна Крестителя (Мф 11:14; 17:10-13; Мк 6:15; 9:10-12). Вероятно, поэтому он всемерно старался походить на этого древнего пророка. Евангелисты всячески подчеркивают сходство почти во всем между Иоанном Крестителем и пророком Элияху (Илией). Их подобие в чертах внешнего облика, поведения и привычках, а также место их деятельности настолько роднили их, что позволяли счи-тать Иоанна воскресшим Элияху.

"Иоанн, - пишет проф. Ревиль, - старался устроить свою жизнь по образцу этого идеального пророка и поселился в каменистой равнине, прилегавшей к Иордану... в подражание Илии, он намеревался использовать силы, почерпнутые в суровой пустынной жизни, применяя их к делу возрождения своего народа... он старался воспроизвести его легендарный облик. Подобно Илии, он надел на себя верблюжью шкуру (или хитон из верблюжьего волоса - В. Ц.) и опоясался кожаным поясом. А так как ни вороны, ни ангелы не приносили ему пищи (как делали это для Илии - В. Ц.), то он питался 'акридами', то есть сушеными насекомыми (типа кузнечиков или саранчи - В. Ц.), и диким медом" (исследователи считают, что имеется в виду скорее сахаристая смола некоторых деревьев, чем настоящий мед - В. Ц.).128

Основная роль Иоанна Крестителя в глазах первых христиан состояла в том, что он был Предтечей Мессии, провозвестником Царства Божия, двойником пророка Элияху (Илии), как и речено у пророка Малахии (Млх 4:5-6), жившего лет 450 до событий, описанных в евангелиях. Значение Предтечи в христианстве иногда сравнивают с местом пророка Илии в еврейской традиции.

Об этой роли Иоанна свидетельствует сам Иисус (Мф 11:14). Он утвержал, что Креститель - это и есть обетованный Предтеча Мессии и величайший из представителей старого времени, но, с другой стороны, он подчеркивает, что любой в Царстве Небесном будет больше Крестителя (Мф 11:11). Эти слова надо понимать, по мнению Давида Штрауса, что "Креститель не принадлежит к числу представителей новой эпохи, мессианского Царства Небесного, и далеко ниже каждого из них".129

"Иисус настойчиво указывал, что его служение примыкало к Иоаннову, хотя вместе с тем и существенно отличалось от него". После смерти Иоанна Крестителя Иисус "не колеблясь признал, что Иоанн был более чем пророком, что Закон и древние пророки имели силу только до него, что он их отменил... в общей истории христианства он, - пишет Эрнест Ренан, - отводил ему особое место... видел в нем связь между Ветхим Заветом и пришествием Нового Царства".130

Таким образом, Иоанн Креститель служил для ранних христиан одним из доказательств мессианского призвания Иисуса и, по-видимому, самым важным из них с точки зрения современных им евреев, среди которых они проповедовали. Христианство наследовало от Иоанна Крестителя обряд омовения-очищения, ставший одной из основных его церемоний - "таинством Крещения", однако это произошло после смерти Иисуса. Сам он не требовал от своих последователей пройти обряд очищения в воде. По мнению проф. Флюсера он перенял у Крестителя только веру в близкое пришествие Царства Небесного и требование покаяния (Мк 1:15; Мф 4:17).131

О значении Иоанна Крестителя в христианстве образно свидетельствует множество его живописных изображений в любой церкви, причем редки случаи, когда его образ встречается всего один раз. Не меньше о его значении говорит и то место, на котором находятся эти изображения, - рядом с образами Иисуса и Богоматери.

Наиболее распространенным живописным сюжетом в церквах является так называемый Деисус. Этот религиозный термин обозначает совместное изображение трех фигур: Иисуса Христа посередине и обращенных к нему Богоматери (слева от зрителя) и Иоанна Крестителя (справа от зрителя), часто в позе молитвы.

Деисус располагается на самых видных местах, например, в центральной апсиде, под куполом, в середине иконостаса, над дверью. Построение этих, как и других, образов сложилась в византийском искусстве, и "в русском высоком иконостасе Деисус занял центральное место, определяя художественный строй" всей композиции.132

Илл. 4/2-1: Место Деисуса в древнерусском высоком иконостасе:
1. Царские врата.
2. Местный чин, состоящий из чтимых в данной местности или данном храме
    икон.
3. Деисусный чин, в центре которого изображены Иисус, Богоматерь и Иоанн
    Креститель.
4. Праздничный чин, иконы которого повествуют о земной жизни Иисуса.
5. Пророческий чин.
6. Праотеческий чин.


"Расположенные на самом видном месте в церкви, они (три фигуры Деисуса - В. Ц.) привлекали (и продолжают привлекать - В. Ц.) к себе общее внимание молящихся. Они воплощали, -- пишет академик Лазарев, - в предельно наглядной форме идею заступничества, ибо в деисусной композиции Мария и Предтеча выступали ходатаями за род человеческий, моля Христа о снисхождении к его грехам".133

Так как роль Иоанна Крестителя в христианстве как Предтечи Мессии-Христа определилась в значительной мере словами пророка Малахии, то отметим здесь также традицию, указывающую на захоронение Малахии на Масличной горе. Согласно этому местному поверью, Малахия был похоронен вместе с пророком Хаггеем в так называемой гробнице пророков.

    Илл. 4/2-2: План гробницы пророков:
1. Лестница.
2. Круглое центральное помещение.
3. Ниши, в основании которых имеется углубление.
4. Прямые коридоры.
5. Радиальные коридоры, напоминающие два концентрических полукруга.
6. Ниши, в которых устанавливались глускамоты.

Эта гробница представляет собой оригинальную подземную пещеру, вырубленную в скале горы. Спустившись по лестнице (1), попадаем в круглое центральное помещение (2), диаметр которого около 8 м. В стенах этого помещения вырублены четыре ниши (3), в основании каждой имеется углубление, напоминающее раковину умывальника, от которого выходят керамические трубы, проложенные в стенах и полу.

От круглого помещения выходят три прямых коридора (4), которые связаны между собой радиальными участками (5) так, что вместе напоминают два почти концентрических полукруга. В этих коридорах, на сторонах наиболее удаленных от центра, вырублены 28 ниш (6).

В каждой нише устанавливались глускамоты (ящики из каменных плит для складывания костей, каждый обычно для одного умершего), иногда одна глускама над другой в два или три этажа. Такие захоронения могли быть созданы не только в эпоху Второго Храма, но и в римскую, и византийскую эпохи. До сих пор не выяснено не только время создания этого странного пещерного комплекса, но и его назначение, так как оно, по-видимому, использовалось также для культа. Таким образом, истинность захоронения здесь пророков очень сомнительна.134

6.2  Иоанн Креститель как воплощение пророка Элияху

Новая религия начинается с появления Иоанна Крестителя, так как Иисус видел в нем своего предшественника, и христианство даже наследовало ему в использовании самой важной ритуальной церемонии - погружения в воду", получившем особое название -- "Крещение". Несмотря на это, "его необходимо рассматривать как явление внутренней духовной жизни еврейского народа, и даже его ученики, в отличие от последователей Иисуса, остались в рамках религии евреев и не перешли в новую религию".2

Иоанн Креститель был, как и Иисус, бродячим проповедником. Он  приобрел большую популярность среди современников незадолго до появления Иисуса на исторической арене. 

О нем свидетельствуют все четыре автора канонических Евангелий и Иосиф Флавий. Флавий дополняет сведения, сохранившиеся в христианской традиции, однако и он повествует только о последних днях деятельности Иоанна. 

В Евангелиях даются точные ориентиры для определения времени деятельности Иоанна (Йоханана) Крестителя. Это было "в пятнадцатый год правления императора Тиверия, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод (Антипа) был четверовластником (тетрархом) в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Кайафе" (Лука 3:1-2). Год, который описан столь пространно, был, по-видимому, 28 или 29 год нашей эры.

Илл. 4-1-1: Образ Иоанна Крестителя в искусстве [Спинелло Аретино (творил в 1373 - 1410 годы). Фреска в церкви Сан Доменико во Флоренции]

Иоанн Креститель, по мнению проф. Д. Флюсера, "был одной из удивительных личностей среди евреев периода Второго Храма: еврей-проповедник и аскет, которому внимали толпы народа, стекавшиеся к нему в пустыню, который превратился в христианского святого только потому, что одним из тех, кто пришел к нему, слушал его и делал, как он учил, был Иисус из Нацерета. 

Новая религия начинается с появления Иоанна Крестителя, так как Иисус видел в нем своего предшественника, и христианство даже наследовало ему в использовании самой важной ритуальной церемонии - погружения в воду", получившем особое название -- "Крещение". Несмотря на это, "его необходимо рассматривать как явление внутренней духовной жизни еврейского народа, и даже его ученики, в отличие от последователей Иисуса, остались в рамках религии евреев и не перешли в новую религию".2

Иоанн Креститель действовал в пустыне Иудейской (Мф 3:1). Так как ни вороны, ни ангелы не приносили ему пищи (что они делали для пророка Илии - 3 Ц 17:6), то он питался, по-видимому, акридами (саранчой), испеченными на камне, и диким медом, собранным в расщелинах скал. Он не пил вина, а утолял жажду у потоков. 

Одеяние его напоминало облачение Илии, он носил накидку из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах (Мф 3:4). Часть исследователей считает, что евангелист Лука представил его обычным евреем, который дал нередко встречавшийся тогда обет назорея: вести аскетический образ жизни и воздерживаться от крепких напитков.

Иоанн Креститель, по мнению проф. Д. Флюсера, "был одной из удивительных личностей среди евреев периода Второго Храма: еврей-проповедник и аскет, которому внимали толпы народа, стекавшиеся к нему в пустыню, который превратился в христианского святого только потому, что одним из тех, кто пришел к нему, слушал его и делал, как он учил, был Иисус из Нацерета. 

Иоанн Креститель действовал в пустыне Иудейской (Мф 3:1). Так как ни вороны, ни ангелы не приносили ему пищи (что они делали для пророка Илии - 3 Ц 17:6), то он питался, по-видимому, акридами (саранчой), испеченными на камне, и диким медом, собранным в расщелинах скал. Он не пил вина, а утолял жажду у потоков. Одеяние его напоминало облачение Илии, он носил накидку из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах (Мф 3:4). Часть исследователей считает, что евангелист Лука представил его обычным евреем, который дал нередко встречавшийся тогда обет назорея: вести аскетический образ жизни и воздерживаться от крепких напитков.

"Некоторые обрывки проповеди Крестителя, сохраненные синоптиками, дают понятие, - пишет проф. А. Ревиль, - о его сильном и горячем красноречии в стиле древних пророков, не отступающем перед обвинениями и одушевленном очень возвышенною нравственною идеею, которая должна была производить незабываемое впечатление на слушателей. В этих обрывках словно и теперь еще слышится громовой голос проповедника покаяния -- 'глас вопиющего в пустыне', возвещающий о приближении Судии, который покарает за небрежение к божественным законам и будет судить бесповоротно, не обращая никакого внимания на преимущества происхождения или общественного положения".3

"Иоанн отличается живым воображением и увлекающим даром слова. Способ его выражения энергичен; в них слышно страстное, - с точки зрения А. Дидона, - стремление к добру, придающее словам неизъяснимое красноречие. Вся его жизнь была одна живая, сплошная проповедь... Кто не видел страны, где впервые раздалось вещее слово Иоанна, тот никогда не будет в состоянии объяснить себе суровую речь его, могущественные образы и могучие возгласы, похожие на рыканье льва".4

Из свидетельств Евангелий и Флавия явно следует, что проповеди и требования Иоанна Крестителя находили широкий отклик в народе, и евреи толпами стекались к месту его пребывания у реки Иордан. Они верили в истинность его слов, раскаивались в своих грехах и крестились в водах Иордана. По-видимому, это объяснялось тем, что он не требовал от них отказаться от привычного для них образа жизни, передать их достояние в общий котел его последователей и жить отдельной сектой. "Весь народ поднялся, - пишет А. Дидон, - на призывный глас нового пророка, объятый чудесной силой его слова, пораженный твердостью его проповеди... Те, кому удалось слышать его, были всегда потрясены. Они возвращались к себе в город или деревню, унося в сердце своем слова отшельника и, повторяя их другим, распространяли славу его и возбуждали всеобщее любопытство в народе".5

6.3  Отношение современников к Иоанну Крестителю
Об отношении современников к Иоанну Крестителю можно судить по тому успеху, который нашел в их душах его призыв покаяться и принять спасительное Крещение. На этот призыв со всех сторон к месту крещения в пустынной долине Иордана стекаются массы евреев. У Марка мы читаем: "И выходила к нему вся страна иудейская и иерусалимляне" (Мк 1:5). Матфей добавляет к ним жителей "всей окрестности иорданской" (Мф 3:5).

Все четыре евангелия и Деяния апостолов (Да 1:22) "единодушно сообщают, что Иисус тоже отправился принять Крещение (согласно Евангелию назореев - вместе со своей матерью и братьями)... С одной стороны, шокирует, - пишет И. Иеремиас, - то обстоятельство, что Иисус подчиняется Крестителю, принимая от него Крещение (Мф 3:14), с другой - с трудом воспринимается, что Иисус подвергает себя Крещению 'для отпущения грехов'. Такое вызывающее всеобщее неудовольствие свидетельство не могло быть выдумано. Однако с этого момента источники расходятся".49

"Итак мы знаем, - считает А. Ревиль, - что смешанные чувства, восторженное ожидание приближавшегося Царства Божия, не оформившееся еще стремление активно содействовать его наступлению, увлечение примером и настроением массы, побудили Иисуса присоединиться к толпе странников, стекавшихся к пророку Иоанну, чтобы принять Крещение, освящавшее переход в новую эру".50

Согласно синоптикам, контакт между Иисусом и Крестителем ограничился эпизодом Крещения.

В изложении Евангелия от Иоанна дело обстоит иначе (Ин 1:26, 31). Там говорится об Иисусе "как о человеке, неизвестном многочисленным последователям Крестителя, и далее сообщается, что Иисус сам совершал крещение наряду с Крестителем (Ин 3:22-4:3)... ставя себя, таким образом, на одну ступень с ним, так что они воспринимаются, - пишет И. Иеремиас, - как соперники (Ин 3:26)... после Пасхи первохристианская община начала крестить, - это легче поддается объяснению, если уже и сам Иисус практиковал крещение. Правда, в какой-то момент он, должно быть, перестал крестить... Как бы то ни было, отношения Иисуса и Крестителя никоим образом нельзя представить как мимолетные. Легко понять, почему синоптики сократили период их взаимоотношений, ограничив его эпизодом Крещения. Традиция по возможности избегала всего, в чем можно было усмотреть уравнивание или даже подчинение Иисуса Крестителю. Такого рода сведения обходили молчанием или приглаживали".51

Илл. 7-7-1: Рекомендуемое церковью совместное изображение Иисуса и Иоанна Крестителя 

До Иоанна дошли слухи о деятельности Иисуса, когда он уже находился в темнице. Он посылает к нему двух учеников, которые должны выяснить: "Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Мф 11:3) То, что Иоанн послал двух учеников, соответствует, по мнению Д. Флюсера, распространенному тогда обычаю, который соблюдался также и Иисусом (Мк 6:7; Лк 10:1), и в первых миссионерских путешествиях христиан. Сохранившаяся формулировка вопроса, как считает Д. Флюсер, "вряд ли аутентична... Во всяком случае первоначальный
смысл вопроса, по-видимому, сохранился даже в его нынешней форме. Иоанн хотел узнать: действительно ли появление Иисуса означает, что наступает конец времен, или нужно еще ждать другого вестника".52

Эти посланники получили подтверждение высокой миссии Спасителя-Мессии. Однако сам этот вопрос "ясно показывает, - по мнению А. Ревиля, - как заблуждается предание, утверждая, что Иоанн еще до заключения в темницу узнал Мессию в пришедшем к нему креститься Назарянине... в его вопросе слышится скорее робкая надежда, нежели полная уверенность".53

После ухода посланцев Иоанна Иисус обращается с речью к народу о самом Иоанне, объявляя его обещанным в Ветхом завете Ильей пророком, "ибо он тот, о котором написано: 'се Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь твой пред Тобою'." (Мф 11:10). После смерти Иоанна Иисус упоминает о нем "с удвоенным восхищением. Он, не колеблясь, признал, что Иоанн был более чем пророком, что Закон и древние пророки имели силу только до него, что он их отменил, но что царство небесное, в свою очередь, и его отменит".54

Иисус признает (Мф 11:9-11), что Креститель - это обетованный Предтеча Мессии и величайший из представителей старого времени, и в то же время отмечает, что "меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф 11:11), то есть что Креститель не принадлежит к числу представителей новой эпохи, мессианского царства небесного, и значительно ниже каждого из них; "поэтому, - пишет Д. Штраус, - неудивительно и то, что Креститель недостаточно уразумел и оценил того, кто создал эту новую эпоху".55

Евангелие от Матфея (Мф 11:9-11) содержит "самое поразительное высказывание Иисуса о Крестителе: с него начинается эра спасения", он "рассматривается как зачинатель нового эона", новой эпохи. "Первохристанской Церкви была присуща, - по мнению И. Иеремиаса, - понятная тенденция подчеркивать подчиненное положение Крестителя по отношению к Иисусу. Его приближение к Иисусу - это всегда признак древности предания. Следовательно, Матфей, текст которого также и по иным соображениям следует считать более древним, предлагает правильный вариант: время пророчеств простирается лишь до прихода Крестителя (Мф 11:12-14). С него начинается уже их исполнение".56

Д. Флюсер распознает "подлинный голос" Иисуса в речи Иисуса о Крестителе.57 Однако Иисус выражает эту оценку столь высокими словами, что они кажутся И. Иеремиасу "прямо-таки чрезмерными", однако и он пишет, что "все слова, в которых выражается столь высокая оценка Крестителя, без сомнения, подлинные. Первохристианская Церковь, соперничавшая с общиной учеников Крестителя, не могла выдумать подобное". 58 Эти слова Иисуса отводят Иоанну, по мнению Э. Ренана, особое место: быть тем связующим звеном, которое объединит эпоху Ветхого Завета и времена нового царства в единый исторический процесс. 59

Глава  7 

Глава 7
Мессия и крестоносцы.

7.1  Крестоносцы как мессианское движение.

Глава  8 

Глава 8
Мессия и кармелиты.

8.1  Гора Кармель, кармелиты и Предтеча Мессии.

Глава  9 


Преемственность святых мест на горе Кармель. 
Пещера пророка Илии (Ильи) в традиции католиков.
 
Отсутствие пещеры Иоанна Крестителя на  горе Кармель и вторая пещера Элияху на горе Кармель.


Глава 10


Мессианская идея у мусульман.
Воплощение мессианской идеи мусульман в легендах Иерусалима.

8

1.8    Мессианская идея у мусульман

1.9   Воплощение мессианской идеи мусульман 
        в легендах Иерусалима

Глава 11  

Мессианская идея.
Варинты мессианской идеи. Различные версии мессианской идеи.


Глава 12  


Мессия и протестанты.
 

Глава  13

Глава 13
13.1  Мессианские тенденции у англикан.
 

13.1  Мессианские тенденции у англикан
 

Нахум Соколов (1859 - 1936 годы), стоявший во главе сионистского движения (1931 - 1935 годы), писал в двухтомной истории сионизма, что история движения началась в XVII веке и корни его ведут в Англию, к тому глубокому почитанию, которое испытывали англичане к ТАНАХу (Ветхому Завету).

Как и многие другие европейские народы, англичане изгнали евреев со своих территорий. Это произошло в 1290 году. Только в 1685 году Государственный совет под председательством Кромвеля разрешил евреям вернуться в Англию.

Этому событию предшествовало коренное изменение отношения многих англичан к евреям. В Англии XVI столетия, с возникновением протестантской реформации, ТАНАХ стал рассматриваться как источник истинного христианства, как лучшее руководство для поведения в соответствии с подлинно христианской моралью и как учебник общей истории. ТАНАХ был переведён на английский язык и стал самой популярной книгой в широких слоях протестантского населения Англии.

Многие стали ассоциировать современных им евреев с древними израильтянами, жившими во времена Иерусалимского Храма, и отношение к евреям в Англии стало меняться. Идея возвращения евреев в Землю Обетованную стала рассматриваться протестантами как воплощение пророчеств, записанных в Ветхом Завете. И задолго до возникновения политического сионизма возникла группа протестантов которая поддерживала и проповедовала идею возвращения евреев на землю предков.  

Вышло в свет несколько художественных произведений и множество религиозных и религиозно-исторических сочинений, посвящённых возвращению евреев на их древнюю родину. Одна из них вышла в 1621 г. В ней английский монах, доктор Гоз, рассуждал о возврате евреев в Сион. В 1674 г. была издана книга под названием "Новый Иерусалим".  В 1840 г. в лондонской газете "Таймс" было опубликовано обращение к протестантским общинам Европы и к президенту США, в котором не то сообщали, не то призывали: "Под святой властью христианства снова получит рассеянный еврейский народ его царство".
В 1880 г. английский проповедник Вильям Хехлер напечатал брошюру, в которой обосновал, что возвращение евреев на древнюю родину уже близко и Мессия вот-вот объявится.

Когда Т. Герцль опубликовал свои идеи, Хехлер признал его Мессией и был одним из первых, кто поддержал его.В те же годы возникло движение, члены которого верили, что англичане являются потомками одного из потерянных израильских колен и что существует кровное родство между англичанами и евреями. К этому движению примкнули многие аристократы, духовные сановники, мыслители, даже члены королевской фамилии.

В XIX столетии, с возникновением политической ситуации, получившей название "восточного вопроса", т. е. спора о дележе владений Турецкой империи, в Англии распространилось мнение, что возвращение евреев на древнюю родину принесёт на Ближний Восток новую жизнь и прогресс, будет содействовать политической и экономической стабилизации в районе, а также поможет реализации британских интересов в этом географическом районе.

В Лондоне возникло "общество по распространению христианства среди евреев", к которому присоединилось множество аристократов и во главе которого стоял лорд Энтони Эшли (Ashley), ставший позднее бароном Шефтсбери (Shaftsbury).

В 1902 году Англия предложила создать еврейское государство на Синае, у Эль Ариша; в 1903 г. - выразила готовность выделить евреям территорию в Уганде, к югу от Эфиопии. В 1914 г. вспыхнула первая мировая война; в рядах английской армии были созданы три еврейских легиона, два из которые приняли участие в боях за переход Страны Израиля (Палестины) в руки англичан.

Глава   14
Мессия и темплеры


14.1  Мессианские тенденции у немецких храмовников (темплеров).

Глава  15


Глава 15

15.1  Лорд Лоренс Олифант
15.2  Мессия и Предтеча англичанина Олифанта

Глава  16
Сионизм как вариант Мессианской идеи

Сионизм как вариант Мессианской идеи.


16.1  Сионизм как вариант Мессианской идеи
Сионизм как вариант Мессианской идеи


Глава  17


Глава 17
17.1  Мессия и Предтеча англичанина Вингейта.

Глава   18


Глава  18
Предтеча в эзотеризме.

Глава  19
Мессианская идея у бахаистов (бахайцев)

Мессианская идея у бахаистов (бахайцев).
Мессия и  бахайцы.
Предтеча у бахайцев.

Глава  20
Мессия и предтеча бахайцев


Глава  20   Мессия и предтеча бахайцев

20.1  Мессианская идея у бахайцев
20.2  Баба как предтеча пророка новой религии.
20.3  Храм-гробница предтечи бахайцев в Хайфе на горе Кармель.
20.4  Террасы-сады как элемент, подчеркивающий святость
         храма Бабы.


20.1  Мессианская идея у бахайцев


20.2  Баба как предтеча пророка новой религии
Баб (Сеид Али-Мухаммад) жил с 1819 по 1850 г.  Он утверждал с 1844 г., будучи молодым купцом, в Персии, был послан Богом, чтобы подготовить человечество к скорому появлению другого Просланника Бога.

Время его выступлений совпало с серьёзными политическими волнениями в стране. Смелое учение Баба, призывавшее к нравственному и духовному обновлению, было подхвачено восставшими. Его последователей стали называть бабидами. Такой поворот событий вызвал ожесточенное сопротивление администрации.

В 1850 г. Баба был арестован, судим и публично казнен в Персии.  Его останки тайно перевозились с места на место, пока, наконец, через 60 лет, в 1909 г., они не были похоронены в Святой Земле, в мавзолее-усыпальнице на склоне горы Кармель.    

В 1953 г. над усыпальницей Баба был воздвигнут так называемый «Золотой купол» по проекту канадского архитектора Уильяма Сазерленда Максвелла. При его возведении были использованы мрамор и гранит из Италии, местный кармельский известняк, а также изразцы и черепица, изготовленные в Голландии. Эта черепица, которой покрыт купол, приобрела  золотистый цвет после нанесения на них микроскопического слоя золота и оригинального метода обжига.  
Вокруг святыни был разбит чудесный парк. В мае 2001 г. на склоне были торжественно открыты многочисленные террасы, объединенные монументальной лестницей и святым мавзолеем в грандиозный мемориальный комплекс. Он включает 18 террас шириной от 60 до 400 метров, раскинувшихся по склону горы.  

В срединной части этого комплекса можно видеть два сооружения, напоминающих по архитектуре древнегреческие храмы как по пропорциям, по окружающим их колоннадам, по их фронтонам. В этих зданиях размещается администрация многомиллионной общины верующих этой молодой религии и их архив

20.3  Храм-гробница Бабы на горе Кармель
Храм-гробница Бабы на горе Кармель являлся мавзолеем.
 Колоннада и золоченый купол над ним были завершены в 1953 г. Их дизайн, разработанный канадским архитектором

20.4  Террасы-сады как элемент,
подчеркивающий святость храма Бабы.
Террасы-сады как элемент, подчеркивающий святость храма Бабы.










1.7  Мессианские тенденции у немецких храмовников         (темплеров)

 




        2.1  Теория Аврахама Лоренбойма о преемственности 
святых мест  в различных  религиях


2.2  Пример преемственности святых мест
на горе Кармель
Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что пещера Элияху и «Вершина Кармеля» были центрами языческих культов. 

 В период правления на Святой Земле Византийской империи на горе Кармель были построены два монастыря. Один из них назывался «Монастырь Элияху» и находился у пещеры, носившей имя того же пророка. Второй монастырь, посвященный св. Марине (Маргарите), находился на верхней площадке, там, где ныне возвышается маяк.

 Исследователи считают, что места этих монастырей были выбраны, так как и до эпохи византийцев почитались язычниками. Элиас Фридман убежден, что именно христианские монахи из этих монастырей впервые связали эти пещеры с именем пророка Элияху. Новый тогда культ пророка Элияху заменил для местных жителей Гелиоса  

Вершина горы во многих религиях считалась местом обитания бога или богов. О подобных традициях напоминает гора Олимп в греческой мифологии, гора Эверест (Джомолунгма) в традиции северного буддизма, Нефритовая гора (Юйшань) в Китае, шумерская гора с вершиной из блестящего олова, где жил праотец богов Ан.  

В греческой мифологии Гелиос считался богом солнца, сыном титанов и братом Селены и Эос. Гелиос являлся древнейшим доолимпийским божеством, даровавшим жизнь и наказывавшим преступников слепо

2.3  Пещера на вершине горы как традиционное святое место
в различных религиях

 В мифопоэтической традиции пещера как нечто внутреннее и укрытое противостоит миру вне её. Пещера иногда заменяет дом, но в ней, скорее спасаются от опасности, чем живут, или укрываются от мира, предаваясь аскезе. Мотив захода солнца  в пещеру и его восхода их пещеры.

Пещера часто являлась сакральным убежищем, укрытием. В пещере родились и Зевс и Иисус. В библейской традиции в пещере неоднократно скрываются израильтяне, цари и пророки. Иис. Нав. 10:16; Суд 6:2; 1 царств 13:6, 17; 2 царств 17:9, 23:13; 3 царств 18:4; 19:9; Быт 19:30

 Пещера нередко локализировалась или на высокой горе, или в глубокой впадине, ущелье, она обращена с земли или к небу, или к подземному царству. В первом случае пещера – место слияния матери-земли с отцом-небом, во втором – место, где находится вход в подземный мир. В первом случае вершина горы с пещерой часто являлась местом обитания бога или богов – Олимпом, или Храмовая гора в Иерусалиме. Во втором случае в пещере обитают чудовища или губительные, разрушающие стихии, такие как ветры.

Пещеры часто использовались как святилища в более древних, чем христианство религиях и раннехристианские храмы имели пещерный облик.  Так пещера языческого бога Гелиоса превратилась в пещеру библейского пророк

Вершина горы во многих религиях считалась местом обитания бога или богов. О подобных традициях в греческой мифологии напоминает гора Олимп, гора Эверест (Джомолунгма) в традиции северного буддизма, Нефритовая гора (Юйшань) в Китае, шумерская гора с вершиной из блестящего олова, где жил праотец богов Ан.


4.3  Отсутствие пещеры Иоанна Крестителя
      на горе Кармель     
и вторая пещера Элияху на горе Кармель
Отсутствие пещеры Иоанна Крестителя на горе Кармель и вторая пещера Элияху на горе Кармель


4.4   Отражение мессианских верований евреев в раннем
христианстве
Отражение мессианских верований евреев в раннем
христианстве

Для выявления этих связей







Ожидание царства небесного в Танахе