Древние ступени, приводившие к Храму
About-Holyland.com
Jerusalem-and-Jews 


Владимир Цывкин рассказывает об истории Иерусалима, в периоды, когда евреи составляли подавляющее число жителей города или значительную часть их, так, как она представлена в книге: "Иерусалим и евреи"

Главная
Рецензии
на книгу

Иерусалим и евреи
1 (гл. 1, 2, 3, 4, 5)
Иерусалим и евреи
2 (гл. 6, 7, 8, 9)
Иерусалим и евреи 3
(гл. 10 11 12 13 14 15)
Иерусалим и евреи 5
(гл. 21 22 23 24 25)

Количество жителей Иерусалима в разные эпохи Площадь Иерусалима в разные эпохи

Содержание книги
Глава 1
Иерусалим до завоевания его евреями


1.1  История города до поселения в нём евреев
1.2  Святые города евреев до возвышения Иерусалима
1.3  Название города в еврейской традиции
Глава 2
Топография Иерусалима

2.1   Географическое положение Иерусалима
2.2   Источник ключевой воды и его роль в возникновении города
2.3   Место Храмовой горы в топографии Иерусалима
2.4   Вершина Храмовой горы - "Основание мира"
Глава 3 
Иерусалим во дни царя Давида


3.1   Завоевание Иерусалима воинами царя Давида
3.2   Превращение Иерусалима в национальную столицу
3.4   Покупка Храмовой горы и подготовка к строительству Храма
3.5   Гробницы царя Давида и его потомков
Первый Храм

4.1   Строительство Первого Храма
4.2   Площади на Храмовой горе
4.3   Здание Первого Храма
4.4   Алтарь
4.5   Жертвоприношения
4.6   История реконструкции Первого Храма

Глава 5
Духовная жизнь евреев в период Первого Храма

5.1   Источники влияния на духовную жизнь народа
5.2   Развитие и распространение древнееврейского языка
5.3   Основные этапы создания Танаха - эпоха Первого Храма
5.4   Значение Иерусалимского Храма
5.5   Святость Иерусалима в период Первого Храма
5.6   Пророки, пророчества и их роль в духовной жизни евреев
5.7   Долина Гей бен-Хином
5.8   Формирование религии древних евреев
Глава 6
Иерусалим как столица Иудейского государства. Разрушение Первого Храма

6.1   Крушение северного еврейского царства
6.2   Строительство в Иерусалиме во дни царя Хизкияху
6.3   Неудачная осада Иерусалима Санхерибом
6.4   Падение Иерусалима и разрушение Первого Храма


Назад
Глава 7
Восстановление и развитие Иерусалима
после возвращения евреев из Вавилонского плена


7.1   Возвращение евреев из Вавилонского плена
7.2   Возведение Второго Храма
7.3   Деятельность книжника Эзры
7.4   Восстановление стен Иерусалима
7.5   Общественная деятельность Нехемии
7.6   Народное собрание и обязательства, принятые
        присутствовавшими на нём
7.7   Влияние греческой культуры на евреев
7.8   Восстание Хасмонеев и правление Хасмонейской династии
7.9   Рост Иерусалима при Хасмонейской династии
Глава 8
Развитие города в годы правления Ирода (Хордуса)

8.1   Строительство в Иерусалиме при Ироде
8.2   Решение водной проблемы жителей Иерусалима при Ироде
8.3   Археологические раскопки в аристократическом районе
        города
8.4   Расширение границ Иерусалима перед разрушением Второго  
        Храма
8.5    Ирод и его значение в истории Иерусалима
Глава 9
Храмовая гора в годы правления Ирода


9.1    Храмовая гора как монументальный комплекс
9.2   Роль Ирода в реконструкции Храмовой горы
9.3   Здание Храма, построенное Иродом
9.4   Площади вокруг Храма на Храмовой горе
9.5   Археологические раскопки вокруг Храмовой горы
9.6   Ворота, ведшие на Храмовую гору в перод Второго Храма
Глава 10
Служители при Храме

10.1   Первосвященники и Храм
10.2   Роль священнослужителей и служителей при Храме
10.3   Служба во Втором Храме
10.4   Администрация Второго Храма
Глава 11
Духовная жизнь народа в период Второго Храма

11.1   Письменное учение
11.2   Устное учение
11.3   Богоугодные поступки в будничной жизни евреев
11.4   Система вознаграждений и наказаний в иудаизме
11.5   Обучение евреев Священным писаниям
Глава 12
Духовные руководители народа

12.1   Гражданская власть первосвященников
12.2   Роль священнослужителей Храма в обществе
12.3   Книжники и священнослужители
12.4   Фарисеи и цадукеи (саддукеи)
12.5   Сущность разногласий между фарисеями цадукеи
12.6   Примеры диаметрально противоположных решений
          фарисеев и цадукеев
Глава 13
Иерусалим во дни больших праздников

13.1   Паломничество как предписание Торы
13.2   Паломничество народных масс в Иерусалим
13.3   Население Иерусалима во дни больших праздников
13.4   Забота о паломниках
13.5   Посещение паломниками Храмовой горы и ритуальное
          очищение перед этим
13.7   Размещение паломников в Иерусалиме и его окрестностях
13.8   Влияние паломничества в Иерусалим на облик города и на           его жителей
13.9   Влияние паломничества в Иерусалим на самих
          паломников
Глава 14
Синагога и её место в жизни народа

14.1   Молитва в жизни евреев во дни Второго Храма
14.2   Синагога и её возникновение
14.3   Синагога и Храм
14.4   Синагога и Иерусалим
14.5   Чтение Торы в синагоге
14.6   Место синагоги в жизни народа




Назад
Глава 15
Санхедрин (Синедрион), его деятельность и значение

15.1   Возникновение Синедрион
15.2   Основные сферы деятельности Синедриона
15.3   Судебная и законодательная деятельность Синедриона
15.4   Состав Синедриона
Глава 16
Место Иерусалима в жизни народа
до его разрушения римлянами

16.1   Значение Второго Храма
16.2   Иерусалим как центр общественной жизни народа в период
          Второго Храма
16.3   Добровольный налог в пользу Храма и Иерусалима
Глава 17
Разрушение Второго Храма и Иерусалима:
причины и последствия

17.1   Причины восстания евреев против власти римлян
17.2   Сопротивление евреев иноземной власти -
          одна из причин восстания
17.3   Мессианская идея - одна из причин восстания
17.4   Взаимоотношения с нееврейским населением -
          одна из причин восстания
17.5   Восстание, осада Иерусалима и
          разрушение Второго Храма
17.6   Влияние разрушения Иерусалимского Храма
          на судьбу еврейского народа





Назад
Глава 18
Иерусалим в истории евреев
после  разрушения города римлянами

18.1  Общие черты истории Святой Земли от разрушения Храма
          римлянами до воссоздания еврейского государства
18.2   Иерусалим под властью римлян и их усилия стереть
          память о связи евреев с этим городом (70 г. - 326 г.)
18.3   Иерусалим под властью византийцев и
           городская свалка на Храмовой горе (326 г. - 638 г.)
18.4   Иерусалим в период владычества персов (614 г.-629 г.)
18.5   Превращение Иерусалима в святой город мусульман и
          изменения на Храмовой горе (638 г.- 1099 г.)
18.6   Еврейский квартал Иерусалима
          во дни правления в нём наследников Мухамеда
18.7   Иерусалим под властью крестоносцев
          и запрет евреям жить в нём (1099 г. - 1260 г.)
18.8   Иерусалим под властью мамлюков и
          Еврейский квартал (1260 г. - 1516 г.)
18.9   Иерусалим под властью турок и
          положение еврейского населения в нём (1516 г. - 1917 г.)
Глава 19
Иерусалим в еврейской традиции после
разрушения Храма римлянами

19.1   Святость Иерусалима в еврейской традиции
19.2   Иерусалим и Масличная гора
           в картине конечной судьбы мира
19.3   Небесный Иерусалим и Земной Иерусалим
19.4   Святость Страны Израиля в еврейской традиции
Глава 20
Традиции, сохраняющие память
о разрушении Храма и Иерусалима

20.1   Паломничество в Иерусалим
20.2   Молитва как средство выражения скорби
          о разрушении Храма и Иерусалима
20.3   Масличная гора как место скорби
          о судьбе Храма и Иерусалима
20.4   Стена плача - место скорби о судьбе Храма и Иерусалима
20.5   Иные формы скорби о разрушении Храма и Иерусалима
Глава 21
Еврейский квартал Иерусалима
со дней правления мамлюков
до Войны за независимость (1261 г. - 1948 г.)


21.1   Еврейский квартал до начала XIX века
21.2   Формирование и рост ашкеназийской общины
21.3   Рост населения Еврейского квартала
21.4   Средства существования жителей Еврейского квартала
21.5   Жилищные условия в Еврейском квартале
21.6   Будничная жизнь жителей Еврейского квартала
21.7   Границы Еврейского квартала
Глава 22
Синагоги Еврейского квартала

22.1   Синагога Рамбана
22.2   Комплекс сефардских синагог
22.3   Синагога Йоханана бен Закая
22.4   Истамбульская и Срединная синагоги
22.5   Синагога пророка Элияху
22.6   Синагога Ха-хурва
22.7   Синагога Тиферет Исраэль
Глава 23
Иерусалим и Страна Израиля
в идеологии сионизма

23.1   Иерусалим в мессианских теориях и движениях
23.2   Движение Ховевей Цион
          (Палестинофильство, или Друзья Сиона)
23.3   Первая алия (первая волна вернувшихся на Святую Землю)
23.4   Страна Израиля в идеологии сионизма
23.5   Могла ли Уганда заменить Страну Израиля?
23.6   Иерусалим в идеологии сионизма
Глава 24
Англичане и связь евреев с Иерусалимом

24.1   Отношение англичан к евреям
24.2   Влияние Англии и других великих держав на положение
          еврейской общины Иерусалима XIX столетия
24.3   Декларация Бальфура и её значение
24.4   Изменения в отношении англ-х властей к евр-му населению           Страны Израиля в период мандата (1917 г. - 1948 г.)
24.5   Права евреев у Стены плача
          в период британского мандата
Глава 25
Массовое возвращение евреев и развитие Иерусалима

25.1   Иерусалим до середины XIX века
25.2   Начало роста Иерусалима вне городских стен
25.3   Роль ортодоксального еврейства в развитии Иерусалима
25.4   Строительство новых еврейских районов
          до первой мировой войны
25.5   Начало планирования застройки Иерусалима
25.6   Рост Иерусалима во дни британского мандата
          (дек. 1917 г. - май 1948 г.) 
Глава 26
Деятельность сионистов в Иерусалиме

26.1   Формирование новой еврейской общины в Иерусалиме
26.2   Деятельность второй алии в Иерусалиме
26.3   Деятельность третьей алии в Иерусалиме
          (Рабочая рота в Иерусалиме, 1921 г. - 1929 г.)
26.4   Успехи сионистов в Иерусалимее и на Святой Земле
           во дни британскогого мандата
26.5    Политика сионистского руководства относительно
           Иерусалима до создания Государства Израиль
Глава 27
Религиозные евреи, их отношение к сионизму, еврейскому государству
и Иерусалиму


27.1   Изменения в структуре еврейского населения Иерусалима
          в XX веке
27.2   Идейные противоречия между сионизмом и религией
          и их решение
27.3   Развитие отношений между религиозными евреями и
          светским еврейским населением Иерусалима
27.4   Место религии в Государстве Израиль
27.5   Ортодоксальные евреи в Государстве Израиль


Назад
Глава 28
Арабско-еврейский конфликт в Иерусалиме

28.1   Значение Иерусалима для мусульман
28.2   Начало арабско-еврейского конфликта
28.3   Планы урегулирования арабско-еврейского конфликта
28.4   Иерусалим в конце периода британского мандата
          и во время Войны за независимость
28.5   Арабско-еврейский конфликт в Иерусалиме
          перед Шестидневной войной
28.6   Еврейско-арабское сосуществование в Иерусалиме
28.7   Иерусалим как арена арабского сопротивления
          власти еврейского государства
28.8   Демография как индикатор развития
          арабско-еврейского конфликта
28.9   Соглашение между евреями и арабами
           в отношении Храмовой горы
Глава 29
Иерусалим - столица еврейского народа

29.1   Предыстория провозглашения Иерусалима столицей
29.2   Иерусалим - столица Государства Израиль
29.3   Кнесет (парламент)
29.4   Семисвечник (менора) - символ еврейского народа
29.5   Юридический статус Иерусалима
29.6   Политические сложности в развитии Иерусалима
29.7   Иерусалим - центр национальной культуры
Глава 30
Развитие Иерусалима после провозглашения Государства Израиль

30.1   Иерусалим в первые годы существования государства
30.2   Развитие Иерусалима после Шестидневной войны    
           (1967 - 1987)
30.3   Развитие Иерусалима в конце XX столетия (1988 - 1999)
30.4   Реконструкция и реставрация Старого города
30.5   Реставрация и реконструкция Еврейского квартала
30.6   Планы дальнейшего развития Иерусалима
Глава 31
Современный Иерусалим и еврейская история

31.1   Западная стена (Стена плача) как символ далёкого прошлого
31.2    Археологические музеи в Иерусалиме
31.3   Иерусалим - музей археологии под открытым небом  
31.4   Музей Израиля
31.5   Музей древних рукописных свитков
31.6   Музей еврейской общины XIX века
31.7   "День Иерусалима" и музеи в память Шестидневной войны
31.8   Другие памятные места и музеи еврейской истории в городе
Глава 32
Иерусалим - памятник мировой истории,
город-музей и город праздников

32.1   Архитектурный облик Иерусалима
32.2   Средневековая стена Иерусалима и городские ворота
32.3   Иерусалим - музей истории и развития христианства
32.4   Иерусалим и армяне
32.5   Иерусалим - музей истории мусульман
32.6   Иерусалим - живой музей
32.7   Праздничная атмосфера в Иерусалиме
                                        Приложения:

Число жителей Иерусалима и его площадь в разные эпохи
Перечень основных дат, упомянутых в книге
Библиография
Указатель имён, понятий и событий
        
Назад
 Приложение:
Количество жителей Иерусалима и его площадь в разные эпохи

Название эпохи Размер территории
(в дунамах)
Количество жителей
(в тыс.)
Из них
евреев
(в тыс.)
Из них
евреев
(в %)
Годы правления царя Давида (X век до н. э.) 60 1,5 - -
Годы правления царя Шломо (Соломона) 150 4,0 - -
Во дни существования двух еврейских царств (928 - 722 годы до н. э.) 150 5,0 5,0 100
Во дни царя Хизкияху (727 - 698 годы до н. э.) 600 15,0 15,0 100
После возвращения из Вавилонского плена (V век до н. э.) 120 4,8 4,8 100
При расцвете правления царей династии Хасмонеев
                                                         (Александр Яннай - 80 г. до н. э.)
650 32,0 - -
Во дни Ирода (Хордуса) (37 - 4 годы до н. э.) 915 38,5 - -
Накануне разрушения Второго Храма   1800 70,0 - -
Когда город назывался Элия Капиталина 850 13,0 0 0
Во дни правления Византии (VI век) 1200 53,0 0 0
Назад

 Р е ц е н з и и

И. Вайнберг, проф., историк  
О книге: В. Цывкин. Иерусалим и евреи в древности и ныне.
                       3000 лет. Иерусалим, 2000, 365 стр.

В предисловии к книге поставлен вопрос: "Нужна ли ещё одна книга об Иерусалиме? Ответ на этот вопрос может быть однозначно положительным или отрицательным, а зависит целиком от качества этой "ещё одной книги". По отношению к книге В. Цывкина ответ несомненно утвердительный - эта книга нужная и полезная, что обуславливается тремя основными её свойствами.

Первое свойство - широта её временного охвата, 3000 лет евреев в Иерусалиме, от завоевания города Давидом до планов его дальнейшего развития в начале III тысячелетия, и широта его её тематического охвата, включающего историю и демографию, архитектуру и археологию, быт и духовно-религиозную жизнь, сионизм и т.д.

Второе свойство - книга хорошо сделана, чёткое и ясное изложение, великолепный илюстративный материал (197 илл.), разные полезные приложения - демографические данные, список литературы, в котором 173 названий книг, брошюр и статей (но с некоторыми неточностями - фамилии израильских учёных не Койфман, а Кауфман, не Меламет, а Маламат идр.), указатель, и книга хорошо оформлена.
Третье свойство - рассмотренные в книге вопросы изложены серьёзно и ответственно, с привлечением и использованием научной литературы. Особенно удачными кажутся разделы об архитектуре и археологических раскопках, о быте и иные. Менее однозначны исторические очерки, особенно о древнем Иерусалиме, где имеются неточности - письма Амарнского архива на аккадском языке, название Иерусалима в этих письменах Урусалимму ("Город или Создание Шалема") и другие, где не всегда традиционный подход отделён он научного.

Ограничение только еврейским Иерусалимом оправдано, но также затруднено, ибо Иерусалим всегда был не только еврейским городом и его еврейский аспект не отделим  от его не еврейских аспектов. Поэтому хотелось бы выразить пожелание, что следующая книга В. Цывкина была "Иерусалим и человечество - 7000 лет".
Назад
В сообщении о презентации книги  в Общинном доме Муниципального управления абсорбции 10 декабря 2000 года
(Газета "Наш Иерусалим" с.19, от 6.12.2000)

Книга Владимира Цывкина "Иерусалим и евреи, в древности и ныне - 3000 лет" - это монументальный труд, в который автор вложил около четырёх лет кропотливой работы по сбору, исследованию и обработке информации, никогда ранее не публиковавшейся на русском языке.  Эта серьёзная и обстоятельная книга написана увлекательно и доступно, снабжена картами и иллюстрациями ибудет интересна самому широкому кругу читателей...
Назад
Михаил Хейфец

Ещё одна книга об Иерусалиме?

Когда я впервые увидел книгу Владимира Цывкина "Иерусалим и евреи - в древности и ныне", то, хотя издание пленило с первого взгляда своей полиграфией (обложка, иллюстрации, бумага, шрифты - всё первосортное!), в моём уме сразу возник вопрос, которым открывается и текст книги: "Нужна ли ещё одна книга об Иерусалиме?"И те дамы, что задали его автору, были правы, сколько бы Цывкин не иронизировал по их адресу. Ибо на многих языках насчитываются тысячи подобных публикаций, да и на русском - уже десятки. Говорю лишь о тех, что знаю лично... Но, одолев текст, с радостью рекомендую читателям "Вестей": эта книга - лучшее из того, что я пока прочитал о своём городе на языке "доисторической родины"!

Важное достоинство книги - свежесть информации. Я сам люблю показывать мой Иерусалим знакомым и потому знаю, о чем говорю. Информация, которой мы, "русские" пользуемся, - она обычно старая: позаимствована (первоначально) из сочинений Греца и Дубнова, иных светил 19-го и начала 20-го века. Но ведь ежегодно в Израиле выходят исследования, которые по-новому трактуют проблемы еврейской истории, связанные со столицей. И часто там выдвигаются оригинальные и интересные концепции. Цывкин знаком со всем новейшим, он постоянно ссылается на труды сегодняшних историков, открывает их споры, информацию и размышления.

Я, например, не знал, что вплоть до середины 19-го века евреи ( а с ними - и остальной ученый мир) полагали, что "Котель" - стена Святая Святых! Всего полтора века назад, значит, археологи установили эту ошибку ("Котель" - лишь внешняя, подпорная стена Храмовой горы, а не самого Храма). Не знал, что "жертвоприношения детей" в Гееноме производились и при иудейских царях, а не только при язычниками-ханаанцами, как не знал и того, что этих детей не убивали - лишь проводили между очистительными кострами (стр. 40)

Не знал, что первоначально Храм был построен как личное святилище царской фамилии (стр. 23), только со временем он превратился в общую святыню народа. И так далее и тому подобное. Сотни новых подробностей истории моего города открыл мне Владимир Цывкин в своей книге.

Много нового узнал я про обычаи и социальную психологию древнего (да и нового тоже) еврейства. Например, я не знал, что священники в иерархии ценностей древнего народа стояли выше пророков - это отразилось, например, в том, что когда имена священника и пророка оказываются в древних текстах по соседству, то священника (коэна) всегда называют первым.





Назад