Московский генерал-губернатор при всех регалиях
About-Holy Land.com
IPPO and jews


Православное Палестинское Общество и евреи
 

На этой странице Вы сможете узнать об отношении деятелей Императорского Православного Палестинского Общества к евреям, к сионизму и сионистам как в России, так и на Святой Земле, как оно нашло отражение в печатных изданиях Общества и в их деятельности,
а также о положении евреев в России в те годы


Главная ИППО Святая Земля Иерусалим и евреи Мессианская идея

Из книги проф. М.А. Рейснера. Русский абсоютизм и
европейская реакция. Спб., 1906 год

Русское полицейское государство старого типа меньше всего было национальным: патриотизм оно смешивало с благонадёжностью, национальность с благонравием и послушанием. Вплоть до Александра III ничего не было слышно с специально русской народности, а Россией управляли одинаково русские, немцы, поляки и татары с русской душой...

Политика старого полицейского государства в России носила такой-же интернациональный характер и по отношению к русским инородцам. Правительству было совершенно безразлично, на каком языке говорят они, в какого веруют Бога, важно было только чтоб они по приказу умирали за царя... чтоб они платили подати и подставляли спину под палку... В государственном здании они занимали разные этажи, и снабжались разными правами; кто посильнее и опаснее, тот занимал лучшее место... кто был слабее и похуже, довольствовался одними обязанностями, но не имел прав...
При этой системе маленьких евреев зачисляли в кантонисты, обращали в христианство и их трупами устлали екатерининские тракты, это называлось - приучать нехристей к труду и воинской доблести... И крещенному еврею, подобно графу Канкрину, был доступен министерский пост и верноподанному иностранцу, подобно Несельроде, был открыт путь к российскому канцлерству...

И нельзя отказать советникам Александра III в политической ловкости при провозглашении ими национального начала... "Народность" оправдывала национальным призванием  агрессивную политику на Востоке и Западе, она же... освящала полицейское угнетение всех наиболее прогрессивных элементов страны, как изменников истинно-русскому началу... бунтовщикам инордцам противопоставлены истинно-русские патриоты, а на евреев направлен весь ужас еврейских погромов, являющихся наиболее сильным средством для того, чтобы раздавить крамольное еврейство, вырвать с корнем бунтарство среди этих "проклятых жидов". 

В России "пятый класс" бродяг, воров, громил и сутенеров уже получил профессиальную организацию. Из них образованы знаменитые "черные сотни", представляющие верноподданные "народные массы", они избивают и грабят всех, кто осмеливается протестовать против русского "культурного" и "социального" государства...

Народные школы в последнее время были переданы духовенству... Народные чтения, народные библиотеки, народные школы были отданы полицейским в сюртуке или рясе...

Еще в XVIII веке жгли в России на костре вероотступников... Не надо забывать, что чисто полицейский принцип уже издавна поглотил у нас принцип религии и веры. Еще до Петра благочестие было зачислено в кодекс полицейских добродетелей, а духовное управление православного исповедания вошло как составная часть в общую иерархию гражданской власти. Чрез архиереев и попов государство также управляло душами... а вера с успехом была заменена обрядами, хождением в церковь и паломничеством...

Мораль в России имеет чрезвычайное сходство с религией... Но эта
религия земная. Ея основной элемент это полная замена государства правительством и сосредоточение последнего в физической личности носителя верховной власти. Благодаря этому происходит какой-то удивительный процесс распухания... определенной личности, которая в силу этого принимает чисто фантастические свойства и размеры. И это происходит потому, что все понятие государства вселяется в одну определенную особу и делает из нее какого-то живого идола, какого-то человека-бога, воплощающего в себе государство...

Благодаря олицетворению всего государства в одном лице, каждый простой человек чувствует себя неразумным и слабым младенцем пред лицом такого обожествленного суверена. И до сих пор своеобразная романтика и мифология монархического характера продолжает свое существование... Нигде официальное обожание правительства не доходит до таких непостижимых размеров, как это имеет место в современной России...

Понятия и мысли, привычные для русского образованного человека, были абсолютно недоступны крестьянину и вызывали с его стороны не только недоверие, но и частый донос ближайшему начальству... Быть битым было настолько привычно для крестьянина, что он точно также не чувствовал ударов, как каторжник, лишенный прав... Сознания своих прав у массы русского населения не могло быть совсем.

Назад

                 Православное Палестинское Общество и евреи
 
Трагическая смерть Российского императора Александра II от рук революционеров привела к вступлению на престол Александра III  
2 марта 1881 г. и к усилению значения реакционных элементов в правящих сферах и в обществе. Новое правительство направило свою деятельность к укреплению самодержавной власти. Целым рядом контр-реформ было уничтожено многое, что было создано в предыдущее царствование. Принцип общественной инициативы
был заменён принципом бюрократической опеки.

В соотствии с принципом опеки были изданы новые земское и городовое положения, создана должность земских начальников. В области просвещения были приняты меры к развитию церковно-приходских  школ взамен общественных, а также к ограничению доступа в средние учебные заведения детей из семей неимущих классов.

В отношении различных народностей, населявших Российскую империю, проявилось стремление к руссификации окраин путём суровых репрессивных мер против местного населения. Еврейский вопрос принял резко обострился уже в самом начале царствования
Александра Третьего.


             Отношение Православного Палестинского Общества
                                            к евреям
 
Больница Общества была предназначена только для русских. Лишь иногда, когда имелись свободные кровати (чаще всего это бывало в летнее время) принимались в больницу и "местные жители без различия вероисповедания", однако ни одного еврея, согласно статистике Общества, за всё время работы больницы в ней не лечилось.

Назад

Еврейский вопрос в царствование Александра III

Граф С.Ю.Витте писал в своих воспоминаниях: "... фигура Императора Александра III была очень импозантна; он не был красив, по манерам был скорее, более или менее, медвежатый; был очень большого роста и комплекции... Он производил впечатление своею импозантностью, спокойствием своих манер и крайнею, с одной стороны, твердостью, а с другой стороны - благодушием на лице...  Император Александр III был несомненно обыкновенного ума и совершенно обыкновенных способностей...
 
Александр III санкционировал ограничение прав евреев в местах проживания, в праве на учёбу и на работу. Эти ограничения, предложенные отдельными представителями власти, санкционировались царём часто даже без обсуждения их высшими законодательными учреждениями.

Однако возведение еврейского вопроса в разряд первоочередных было вызвано исключительными обстоятельствами. 15 апреля
1881 г. вспыхнули антиеврейские погромы на юге России. В течение месяца погромное движение охватило более 150 населённых пунктов в шести губерниях.Правительство считало необходимым решительно подавлять насилия над  еврейским населением, хотя роль защитника евреев от русского населения тяготила правительство. Об этом свидетельствует, в частности,
пометка Александра на отчёте за 1882 г. варшавского генерал-
губернатора: "Это-то и грустно во всех этих еврейских беспорядках".

Прокурор одесской судебной палаты, составивший записку о погромах в районе судебного округа, отметил, между прочим, "что совершая еврейские погромы, народ был вполне убеждён в законности своих действий, твёрдо веруя в существование Царского указа, разрешающего и даже предписывающего истребление еврейского имущества".

Вспышка народного негодования легко переходила в разных местах в буйство

Назад

Вел. князь Сергей Александрович  и евреи

Вел. князь Сергей Александрович (1857 - 1905), третий сын императора Александра Второго, был первым председателем ИППО. Высокого роста, худощавый, темноглазый, с остроконечной бородкой, он считался реакционером. Его называли тираном, чем он, как ни странно, гордился. Его личная жизнь была предметом пересудов, что отравляло жизнь его супруге Елизавете Фёдоровне.
В записках Вырубовой упоминается о московской цыганке-гадалке (её называли "золотой рыбкой"), которая управляла Москвой и "безмозглым барбосом Сергеем" (с.35).

В 1881 г. он совершил паломничество на Святую Землю. По возвращении на родину он основал ИППО и стал первым его председателем.

В 1882 г. он стал командиром 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка, а в 1887 г. получил чин генерал-майора и  назначен командиром этого полка. Позднее ему были присвоены чины генерал-адмирала (соответствовал чину генерал-фельдмаршала в сухопутных войсках) и одновременно генерал-лейтенанта сухопутных войск (соответствовал чину вице-адмирала).

Граф С.Ю.Витте писал в своих воспоминаниях: "тогда я обратил внимание, на то, что у Сергея Александровича манеры были женственные... Мои взгляды и его расходились, ибо Сергей Александрович был, с одной стороны, взглядов узко-консервативных, а с другой стороны, он был религиозен, но с большим оттенком религиозного ханжества. Кроме того, его постоянно окружали несколько, сравнительно, молодых людей, которые с ним были особенно нежно дружны. Я не хочу этим сказать, что у него были какие-нибудь дурные инстинкты, но некоторая психологическая анормальность, которая выражается часто в особой влюбленности к молодым людям - у него несомненно была (стр. 180).

Он исполнял должность московского  генерал-губернатора с 26 февраля 1891 года и командующего войсками Московского военного округа с 1896 года. Убит в Москве на Кремлёвской площади эсером Каляевым 4 февраля 1905 года .

Больше всего он прославился тем, что в бытность губернатором Москвы повелел выселить всех евреев. Даже в патриотической газете "Сын Отечества" от 15 апр. 1905 года напечатали: "Невольно встаёт перед нами приснопамятный 1891 год, год массового изгнания евреевъ из Москвы. Тысячи русских гражданъ, мужчинъ и женщинъ, стариков и детей, ежедневно насильственной рукой вырывались изъ ихъ жилищъ и, разорённые, обезумевшие от ужаса и обиды усаживались в поезда, увозившие ихъ в голодное изгнание. Не щадились прикованные къ постели больные, ни даже роженицы, которых безжалостно стаскивали с болезненного одра и передавали в руки полиции. Единственная вина этих людей состояла в в том, что они не желали изменять вере своих предков... "Можетъ ли это быть, - неизменно твердила она - у нашего Царя батюшки всякая собака вольна жить, где ей угодно, а они нешто хуже собак, прости Господи!"... Слова старой няни, оказавшейся не в состоянии поверить в то, чтобы люди могли быть бесправнее собак, - лучшая формулировка той преступной трагедии, которую почему-то называют еврейским вопросом" (Л. Щ-гъ. Трагедия шестимиллионнаго народа. С.-Петербургъ, 1909, с. 3-5).

Назад

Статья   

7

Статья 
немногие из них состоятъ в турецком подданстве, большая же часть находится под покровительством консулов тех стран, откуда они выселились. Лишь немногие из них говорят по-арабски... Даже приблизительно определить число и положение ашкеназиев
7

Назад

Вести из Палестины и Сирии
в Сообщениях ИППО за июнь 1897 года, с. 261

Еврейское население Иерусалима стало за последнее время без всякой видимой причины проявлять важдебное отношение к христианским обитателям Святого Града, делая попытки ослабить, насколько возможно, общение с христианами и замкнуться в своем народном кругу.

Хотя трудно указать причины такого внезапного, исключительного и притом видимо недоброжелательного стремления евреев единиться в своей среде, но наиболее вероятным поводом к нему является крепнущая среди евреев мысль о возможности создать в близком будущем новое израильское царство в Палестине.

Не взирая на очевидную фантастичность и нелепость подобного стремления, оно начинает находить всёбольших приверженцев, слепо верящих в действительную осуществимость возрождения независимого политического господства евреев в Святой Земле...

Палестинские евреи и решили, по-видимому, доказать, что они не нуждаются в чьей-либо помощи и могут существовать вполне независимо. Это настроение их проявилось прежде всего по отношению к английскому миссионерскому обществу для обращения иудеев в христианство. В течение 60-летнего уже существования этого общества в Иерусалиме, евреи всегда относились к нему не только терпимо, но и со свойственным им духом эксплуатации в широких размерах всякого и для своих 
немногие из них состоятъ в турецком подданстве, большая же часть находится под покровительством консулов тех стран, откуда они выселились. Лишь немногие из них говорят по-арабски... Даже приблизительно определить число и положение ашкеназиев
   

выгод не раз пользовались помощью общества.

Энергия англичан также не ослабевала, несмотря на то, что число случаев обращения евреев за всё это время едва превзошла десяток. Но в мае Иерусалимская английская больница, где уже многие тысячи евреев в течение ряда лет пользовались бесплатною врачебною помощью и содержанием, объявлена была раввинами нечистою и посещение её, так же как пользование советами английских миссионерских врачей и лекарствами больничнойаптеки, было безусловно воспрещено под страхом отлучения от синагоги.

Отлучение грозит также всякому еврею за продажу в больницу жизненных припасов, и припасы с поступлением их в больницу признаны раввинами нечистыми, негодными к употреблению. Такое распоряжение было выставлено во многих частях города.

Не ограничившись такими мерами, раввины поставили караульных перед больницей, амбулаторной и аптекой миссионерского общества, дабы никто из евреев не мог тайком пройти в эти учреждения; а когда один еврей, не взирая на опасность отлучения от синагоги, отправился в миссионерскую аптеку за лекарствами, то при выходе оттуда был окружен яростною толпою своих единоплеменников, и полиции едва удалось вырвать его, уже сильно избитого, из рук озлобленных сородичей.

Вскоре заносчивая дерзость евреев дошла до того, что они напали толпою на проходившего по улице врача больницы англичанина, не видя возможности защищаться, он скрылся в один из ближайших домов, который сейчас же принялась осаждать крикливо-шумная толпа. Опять для возобновления порядка потребовалось вмешательство полиции...     

Назад

Статья 1899 года в ежеквартальнике
"Сообщениях ИППО" о евреях


"Ашкеназим называется Германия (на идыше), потому и они (евреи, говорящие на идыше) носят название ашкеназиевъ. Только немногие из них состоятъ в турецком подданстве, большая же часть находится под покровительством консулов тех стран, откуда они выселились. Лишь немногие из них говорят по-арабски... Даже приблизительно определить число и положение ашкеназиев невозможно. Можно только сказать, что весь прирост еврейского населения Иерусалима за последние 20 лет преимущественно относится к ашкеназиямъ. Они селятся не столько в самом еврейском квартале, сколько за стенами Иерусалима, где выстроили целый новый город. Турки не особенно радуются  этому, так как изъ всехъ краевъ Палестины поднимаются жалобы на евреев-переселенцев.

Ашкеназии разделяются на две группы: Перушей и Хасидов. Перушим, Перуши первые прибыли в Иерусалим и первоначально составляли одну общину (кагалъ) с сефардимами. В конце 16 века они отделились и обособились, откуда и название ихъ - перушим, т.е. отделившиеся. Иногда перушей отождествляют с фарисеями второго храма, но это неверно, ибо у них нет ровно ничего общаго съ ними. В богослужении они удержали без изменения немецкий чин, а раввинское преподавание происходит по методе немецко-литовской школы...

Хасиды составляют особую секту, основанную одним подольским раввином. Какъ основатель секты назвал себя: равви цадиком, то все его преемники называются также цадиками. Иерусалимские хасиды цадика не имеют и отличаются отъ остальных ашкеназиевъ лишь некотороми неправильными отступлениями в религиозных еремониях. Польский раввин Акиба объясняет: основная идея секты заключается в стремлении, при помощи веры, к наибольшему счастью, достигаемому посредством безграничного доверия къ цадику... Законом у них служит правило: все за одного и один за всех, но не всегда ко благу, а чаще ко вреду всехъ остальныхъ (христианъ и магометанъ).

Ашкеназии не составляют одного кагала, но распадаются на несколько кагалов, управляемых каждый своими старшинами. Дела, касающиеся всех кагаловъ разрешаются собранием всех старшинъ. Общего духовного главы они в Иерусалиме не имеют, но в важнейших кагалах имеется так называемый Бет-дин, решения которого признаются и меньшими кагалами.

Перуши образуют девять кагаловъ, а именно:
1. Кагал Виленский и Замутский, в который входят переселенцы изъ Вильны, Ковна, Курляндии, Эстонии и Лифляндии.
2. Русский кагал для переселенцев из Белоруссии.
3. Минский кагал для Минских евреев.
4. Слонимский - для переселенцев изъ Виленской губернии.
5. Гродненский - для Гродненских евреев.
6. Варшавский - к которому принадлежат все перуши и хасиды изъ
    Русской Польши, за исключением Сувалокъ и Ломжи.
7. Сувалковский кагал для Сувалкских и Ломжмнских
    переселенцев.
8. Венгерский кагалъ, называемый также Стражами стен, состоит
    изъ всех перушей и хасидов, прибывших из Венгрии.
9. Кагалъ ГОД, сокращение слова Голландия, образован из
    Голландских и Немецких переселенцев (тут их необходимо
    поправить: ГОД - это сочетание первых букв Голландия и
    Дойчленд, так называлась Германия на идише).

Хасиды имеют пять кагаловъ, а именно:
1. Волынский кагалъ - для всех переселенцев из Западной России.
2. Кагалъ Хабадъ заключает всех последователей секты Хабад,
    состоящей по преимуществу изъ западно-Русских евреевъ.
3. Кагал Карлинъ состоит из последователей секты того же имени.
     Большинство ихъ вышло изъ местечка Карлин, Минской
     губернии (?).
4. Австрийский кагалъ объемлет всех австрийских переселенцев,
     которые распадаются на несколько мелких сектъ, согласных,
     впрочем, относительно дележа собираемыхъ ходоками
     милостыни, которая называется Халукой.
5. Румынский кагал - для переселенцев изъ Молдавии и Валахии.

Эти кагалы и нередко также небольшие секты в составе кагалов
имеют свои особые синагоги, такъ какъ чины богослужения у нихъ неодинаковы. Но все эти подразделения и секты хасидовъ, сильно враждующие между собою, въ общихъ делах дружно и стойко поддерживаютъ другъ друга и при случае съ успехомъ борятся с перушами, которые были ихъ величайшими врагами.

Но въ особенности сильно развитое чувство солидарности выступает наружу, когда приходится действовать против христианъ и магометанъ. Все споры и распри тогда забываются. Общий враг должен погибнуть и горе тому христианину или магометанину, который попадутъ имъ въ когти.

В настоящее время вражда перушей с хасидами не так велика, как прежде. Постепенно установляются более дружелюбные отношения и первые даже заимствовали у вторых некоторые обряды.

Что бы тамъ, впрочем, ни было, ашкеназии составляют язву Святой Земли и чем больше ихъ тамъ будетъ, темъ будетъ для нея - хуже.

Перуши имеют только одну синагогу, которая называется домом Иакова, но зато - более 20 молитвенных и школьных домовъ, между  которыми наиболее известны: собрание утешителей Сиона, собрание врата Сиона, дом Израиля, любовь к Сиону, общество праведных трудолюбцев, общество Светъ жизни, общество непрестанного ночного бдения и хижина Мира.

Хасиды также имеют одну синагогу и несколько школъ, из коихъ наиболее известны: общество домъ Иакова, щатеръ Моисея, блистающий Сион, домъ Аарона и дом Менахима.

Назад

Создание Палестинского общества совпало с началом первой алии и, по всей видимости, в корне этих двух явлений российской действительности лежат одни и те же причины - раздувание национализма и усиление формальной, внешней религиозности. Деятельность евреев первой и второй алии привлекала пристальное внимание Общества и подстегивала его деятелей к новым земельным приобретениям, которые явились наиболее долгодействующим, зримым и существеннейшим результатом деятельности Общества и всей русской политики на Ближнем  Востоке.

Статья третья 3

Статья четвёртая  4


Статья шестая  

6

Статья седьмая  

7



        Назад