Угол ул. Шиват Цион и ул. Аленби в Хайфе

About-Holy Land.com
History-of-Haifa 

Владимир Цывкин рассказывает об истории Хайфы при турках, о развитии Хайфы при Британском Мандате, о Хайфе после провозглашения государства Израиль


Главная Святость горы Кармель Святая Земля Выдающиеся личности
в Хайфе

Достопримечательности
Хайфы
Хайфа в период Британского Мандата
                      
Х а й ф а

1.    История Хайфы до 18 века 

2.    История Хайфы с 1761 г. до завоевания её англичанами  

2.1  Правление Ибрагим Паши на Святой Земле в Хайфе

2.2  Монастырь ордена Кармелитов в Хайфе 

2.3  Немецкая колония в Хайфе  

2.4  Значение железной дороги для развития Хайфы 
 

3.    История Хайфы в годы Британского мандата  

3.1  Еврейское население Хайфы  

3.2. Рост числа выходцев из России в Хайфе и их влияния 

3.3  Арабское население Хайфы  

3.4  Технион 

3.5  Технион и борьба за преподавание на иврите  

3.6  Реальное училище  

3.7  Хадар Ха-Кармель – первый еврейский район в Хайфе 


3.8  Промышленность в Хайфе в годы Британского мандата  

3.9  Хайфский порт  

3.10  Архитектура Хайфы в период Британского мандата  

3.11  Гистадрут  в  Хайфе  

3.12  Бейт Ха-поалим  

3.13  Корни «Красной Хайфы»  
 

4.   Хайфа во время войны за независимость  

5.    Развитие Хайфы в Государстве Израиль  

5.1  Декоративные парки
   Назад

1.  История Хайфы до 18 века

В 1099 году, во время первого крестового похода, крестоносцы прошли к Иерусалиму около Хайфы, не задержавшись в ней. Только после захвата Иерусалима они вернулись к Хайфе и осадили её. Сохранились записи крестоносца Альберта из Ахена (Германия), где он описывает осаду крепости в Хайфе с моря кораблями венецианцев и осаду с суши под управлением Танкреда. Известно также, что защитники города, в том числе и евреи, сумели потопить один корабль венецианцев, и мужественно защищали стены города от стенобитных приспособлений в течение двух недель. Нападавшие понесли большие потери и отошли. Только после вторичной осады и после того, как город был обещан Танкреду, Хайфа пала. Еврейское население города было безжалостно вырезано.

Властителем Галилеи стал Танкред, который учредил свою столицу в Тверии и включил Хайфу в границы своего княжества. Позднее Болдуин I отделил Хайфу от Галилейского княжества и передал её другому феодалу. Этот феодал управлял Хайфой, портом Хайфы, Кармелем и частью долины Звулона и долины Акко с плантациями пальм, служивших одной из доходных статей хозяйства.

Властители города жили в крепости, которая стала геральдическим символом этого семейства феодалов, о чём свидетельствует сохранившийся слепок их печати.

 

 В 12 веке католические монахи стали селиться на горе Кармель. Большая часть их были отшельники аскеты, которые обосновались в многочисленных пещерах на склонах горы Кармель. У них возник и центр в долине Сиах (Нахал Сиах).

После поражения крестоносцев в битве при Хиттине, Салах А-дин захватил Хайфу, которую сдали без боя. В Хайфе разместилась его армия, которая находилась там и в 1190 г., когда крестоносцы осадили  Акко. Тогда в Хайфе возникли склады продовольствия, вооружения и боеприпасов, из которых обеспечивалось снабжение осаждённого Акко через море. Ричард Львиное Сердце вошёл в  Хайфу только после захвата Акко в 1191 г., когда Салах А-дин уничтожил большую часть складских помещений. 

Крестоносцы попытались восстановить Хайфу и её порт. В 1234 г. возобновилась в Хайфе международная торговля из Хайфского порта, в котором базировались, в основном, корабли из Генуи. Укрепления Хайфы, разрушенные Салах А-дином, были восстановлены французским королём Луи IX.

В 1265 г. разрушил Бейбарс Хайфу, жители которой бежали в Акко.

В 1291 г. покинули Хайфу мамелюки и монастыри на вершине горы Кармель были сожжены. Город стоял в развалинах до XVI века.

 

   Назад

2.  История Хайфы с 1761 г. 

до завоевания её англичанами

 Дахар Аль-Амар, шейх бедуинов, стал властвовать на севере Страны Израиля с 1730 г. Он полностью разрушил селение Хайфа, превратил Акко в свою столицу и ее порт в центр торговли с Европой.

В 1758 г. по указанию Дахара Аль-Амара в трех километрах к востоку от прежней деревни, рядом с началом долины Рашамия было основано поселение. Новое поселение было менее подвержено ветрам с моря и его окружили стеной. Для защиты его жителей от разбойников тогда же возвели крепость высотой 95 м. Улица, которая  проходит на месте той крепости, еще перед провозглашением государства Израиль называлась ул. Бурдж, ныне это ул. Подъем Освобождения (Маале Ха-шихрур). С основанием того селения, обнесенного стеной, началась история современной Хайфы, следы которого стали частью Нижней Хайфы.

Начало новой истории Хайфы принято начинать с 1761 г., в котором властитель Акко Дахар Аль-Амар решил обезопасить путь, ведший в Акко с юга. Он повелел построить селение в самом узком месте между горой Кармель и морем, и обнёс его тонкой каменой стеной, следов которой не сохранилось.

 Это маленькое селение, от которого осталось очень мало следов, находилось в окрестностях современного здания компании «Цим».

 Над этим селением, на оконечности среднего уступа горы Кармель, на высоте около 60 м., тогда же возвели башню, называвшуюся «Бурдж А-слам». Ныне на месте той башни разбит сад, прямо против центрального фасада здания городского муниципалитета.

 Турецкий губернатор города занимался также сбором пошлин  с товаров, привезенных на кораблях, и с европейских паломников, прибывавших в монастырь, возвышавшийся на одной из вершин горы Кармель.

 В Хайфе периода Турецкого правления было мало общественных зданий. На смену мечети «А-Заира», стоящую и ныне, пришла мечеть «А-Джерина». Около мечети «А-Джерина» стояло здание Сарайи, в котором размещалась резиденция наместника города, полиция и канцелярии администрации и налогового управления.    

 Подавляющая часть населения Хайфы занималась торговлей, рыболовством и сельским хозяйством. Важные изменения в жизни населения Хайфы произошли в период завоевания Святой Земли Египтом (1831-1840), когда Ибрахим Паша выбрал её для своей резиденции.

 

Акко, после многочисленных сражений и разрушений, постепенно теряла своё значение.

Правление Египта и власть Ибрахима Паши в Стране Израиля продолжались всего девять лет (1831 - 1840), однако они оказали огромное значение на развитие упорядоченного управления, на уравнивание прав немусульманского населения с правами мусульман, а также предоставление права зарубежным державам учреждать и расширять свои представительства и вести миссионерскую деятельность.

Их изгнание из Страны Израиля стало возможным только при политическом и военном вмешательстве большинства европейских держав. С тех пор турецкие власти не могли игнорировать требования этих держав относительно порядков и, главным образом, относительно безопасности и прав христианского населения.

Со времени правления Ибрахима Паши важность Хайфы, прежде всего её порта, стала расти. Её порт был защищен и привлекал большие корабли, которые прибывали в Святую Землю. Большая безопасность проживания здесь, чем в Акко, способствовала тому, что многие купцы и торговые представители иностранных держав переселились сюда. Рост торгового оборота требовал увеличения работников и стимулировал прилив новых жителей, которые селились в границах города, окруженного стеной.

Орден Кармелитов, который обосновался в Хайфе, стал  важным экономическим и социальным фактором жизни здесь. Орден покупал участки земли, строил церкви, гостиницы и школы, стремился к увеличению численности общины прихожан их церквей. В Хайфе возникли общины и других ветвей христианства. 
 

Так создавалась разнородность состава населения, как представителей иностранных торговых и морских компаний, так и постоянных жителей: мусульман, христиан, евреев.

 

В 1851 (?) г. построили представители Российской пароходной компании первую современную пристань  в Хайфе, к которой приставали пароходы, заменившие к тому времени парусные корабли и резко сократившие время пребывания в пути. Порт Хайфы привлекал все больше кораблей, тогда как использование и значение порта Акко неизменно падало.

В 1870 г. в Хайфе проживало около 4000 жителей, которые скучивались внутри его стен . Дома здесь, в виде шалашей и хижин, разбросанные внутри стены без какого-либо порядка, смывались и разваливались во время сезона дождей.

 

и придавали ему особенности типичного восточного города: узкие и тесные переулки, ветхие частные дома и отдельные общественные сооружения, построенные отлично. 

Среди них выделялись христианские церкви, прежде всего церковь «Пророка Илии» кармелитов, прилегавшая к городской стене и выходившая центральным фасадом на площадь, носящую ныне название «Парижская площадь».

Евреи стали селиться в Хайфе только с начала 19 столетия, прибывшие из Северной Африки (сефардские евреи). Они построили себе особый жилой район – Еврейский квартал. Приблизительно с 1970 г. в городе стали селиться и европейские евреи (ашкеназим). Число евреев до конца 19 века было незначительным. 

 

В 1900—1906 годах территория Хайфы простиралась от восточной железнодорожной станции до границы современного района Бат-Галим, около которой стоял женский монастырь. От этого монастыря до  Немецкой колонии стоял пустырь. Первыми городскими улицами были ул. Яффо и извилистая дорога, которая впоследствии стала газываться ул. Аленби. Торговый центр располагался тогда на площади Хамра, сохранившейся и ныне называемой Парижской площадью, и продолжался вдоль улицы до мечети Джезира и старого рынка в старинной части города.  Этот торговый центр стоял на участках, занятых ныне зданиями почты и полиции.

 

Перед Первой мировой войной (1914) Хайфа была уже относительно большим городом, численность населения которого достигла 22000 человек, из них 18500 арабов и 3500 евреев.

XX     XIX   XVIII    XVII век

   Назад

2.1  Правление Ибрагим Паши на Святой Земле в Хайфе
Осада Акко Ибрагимом Пашей продолжалась пол-года (до конца мая 1832 г.). Бои с турками в Сирии и Малой Азии продолжались до начала 1833 г. Турецкая империя понесла большие потери и  практически не могла более сопротивляться. Ибрагим Паша  предложил захватить Истамбул (Константинополь) и установить там новую династию, однако отец его, Мухаммед Али не захотел уничтожать Турецкую державу. До того, как отец и сын пришли к общему решению, вмешались европейские державы и ситуация изменилась. 
 

Осада Акко Наполеоном привела к значительным разрушениям в  том городе. Осада Акко Ибрагимом Пашей велась из Хайфы и
привела не тольк к дополнительным разрушениям в Акко, но и к перемещению купцов в Хайфу. Этот пример оказался заразительным и за ними переезжали не только купцы, но и представители иностранных держав, в первую очередь - консулы. 

Мухамед Али
Египетская администрация  навела порядок в стране и строго наказывала нарушителей. Прекратилась традиция

 2.2  Монастырь ордена Кармелитов в Хайфе

Первоначальное ядро ордена Кармелитов на горе Кармель возникло после третьего похода крестоносцев в 1192 г. Христианские отшельники были вынуждены оставить другие места обитания, которые перешли в руки мусульман, и собраться на горе Кармель, единственном пристанище годном для отшельнической жизни, которое еще столетие оставалась в руках крестоносцев. 

Начало их деятельности связано с долиной Сиах, в юго-западной части современной Хайфы.

Здесь они нашли обильный водный источник, плодородную землю и благоприятные климатические условия. Более того, в тех местах уже жили некогда, во времена правления здесь Византии, отшельники, которые уже создали традиции, связавшие эти места с библейскими событиями. Источник был назван именем пророка Элияху (Ильи), а пещера для молитв - пещерой пророка Элиши (Елисея). Эти и другие традиции помогали отшельникам привлечь в эти места паломников, пожертвования которых служили значительным подспорьем к результатам их занятия сельским хозяйством.

 В 1214 г. эти отшельники получили собственный устав, составленный Альбертом, патриархом королевства крестоносцев, резиденция которого находилась в Акко, столице крестоносцев.

 После захвата Акко в 1291 г. и изгнания крестоносцев со Святой Земли, орден кармелитов покинул склоны Кармеля и переместился в Европу. Они вернулись на Кармель только через 340 лет, в 1631 г. Поначалу после возвращения они ютились в пещерах-норах над пещерой Элияху (“монастырь Проспер”), но после их разрушения в 1767 г., они построили для себя монастырь на вершине горы.

 Монастырь кармелитов при первых поколениях возведших его был одним из самых больших и впечатляющих не только на Святой Земле, но и на Востоке вообще.

 Этот орден возник в

   Назад
 2.3  Немецкая колония в Хайфе

Вторым крупным событием в истории современной Хайфы было основание Немецкой колонии в 1868 г., которая отличалась чистотой, зеленью участков и планировкой улиц.

   Назад
 2.4   Значение железной дороги для развития Хайфы

Весной 1905 г. султан Абд Ал-хамид II объявил о строительстве железной дороги от побережья Средиземного моря до города Мекка, в которой находится Кааба, через город Медина, в котором почитается гробница Мухаммеда, для облегчения пути мусульманских паломников к этим двум важнейшим святым местам для всех мусульман. Каждый мусульманин, посетивший Каабу, получал почетное звание «хаджа». Проект прокладки железнодорожной линии Истамбул-Дамаск-Медина-Мекка был наиболее важным начинанием последних лет существования Турецкой империи. Эта дорога стала одной из важнейших и наиболее протяженных ж/д магистралей в Турции.

 

Эта магистраль выходила из Дамаска и должна была доходить, согласно плану, до Мекки и Медины, святых городов ислама. Историческая область у Красного моря, в которой находятся Мекка и Медина, издревле называется Хиджазом, поэтому и железная дорога, доставлявшая туда паломников, получила название Хиджазкой.

 

Важнейшим событием в развитии Хайфы во время правления Турецкой империи было проведение железной дороги, соединившей Святую Землю с Хиджазской железной дорогой,

Единственный выход к морю у Хиджазской магистрали была ж/д ветка на Хайфу, которая обеспечивала как доставку огромного количества материалов, необходимых для окончания дороги, так и мусульманских паломников, прибывших морем и стремившихся к святым местам Мекки. Это определяло важность и значение как морского порта в Хайфе, так и самого города.

 

Линию железной дороги от Хайфы через нынешние Афулу и Бейт-Шеан до Цемаха, поселения на южном побережье Киннерета, проложили в 1903-1905 годах. Протяжённость этой ветки железной дороги составляла 87 км. Протяженность же железнодорожных путей от Хайфы до Медины составляла 1463 км.

 

После окончания работ строительства этой ветки многие строители и пожертвовавшие деньги на неё были награждены медалями. В честь завершения строительства и первой поездки из Хайфы через Цемах в Дамаск был воздвигнут памятник, расположенный рядом с восточной железнодорожной станцией. Этот памятник представляет собой как бы угол древнегреческого храма (четыре ионических колонны увенчанные абакой и …) вознесенный на высокий постамент. Этот постамент составлен из трех ярусов в виде поставленных один на другой мраморных кубов, украшенных множеством барельефов. Среди этих барельефов есть изображение движущегося паровоза (пар валит из трубы) и панегирик на арабском языке из семи строк в честь султана, при котором возведена эта железнодорожная ветка. Большинство барельефов являются символами: символ Турецкой империи, символ греко-римского бога дорог в виде крылатого колеса. Этот памятник обнесён металлическим ограждением в которое включены литые барельефы. Один из них изображает паровоз тех времен с трубой и будкой машиниста.



Тогда же здесь появилось и здание вокзала, над восточным  крылом которого возвышалась башня с часами. В 1946 г. бойцы организации Эцель взорвали это здание, в результате чего сохранилось только западное его крыло. Там сегодня находятся администрация станции.

 

Одновременно с вокзалом был возведен комплекс сооружений, который включал здание управления дороги, мастерские по ремонту подвижного состава и складские помещения.

 

Поначалу поезда из Хайфы в Цемах шли три раза в неделю, а с 1908 г. один раз в день. Между этими станциями существовало пять промежуточных станций.

 

 

 

1. Залман Виноградов. Железная дорога в долине Иордана. В сб.: «Долина Киннерета»    

Иерусалим, 1998, с. 102-111 (иврит)

2. Йаир Сафран. !00 лет Хиджазской железной дороге и восточной станции в Хайфе. В сб.:

    «Хайфа – издание Объединения истории Хайфы». №3, ноябрь 2005 г., с. 2-10 (иврит)

3.

   Назад

 3. Развитие Хайфы в период Британского мандата

 Период Британского мандата охватывает ровно 30 лет, с 1918 по 1948 г. За этот период Хайфа резко изменилась как в числе жителе, так и в её реальных границах, как в экономическом росте, так и в количестве современных жилых зданий. Если в 1902 г. в Хайфе было 8365 жителей (из них 1375 евреев), в 1914 г. проживало 22 тыс. жителей (из них 3500 евреев), то в 1944 г. их было уже 128800(из них 66 тыс. евреев).

 Столь быстрый рост числа жителей привел, естественно, к росту количества жилых домов и застроенных этими домами площадей. Территория застроенного города при турках заключалась в узкой полосе вдоль побережья моря между Вади Салиб на востоке до Немецкой колонии на западе. И от этой полосы поднимались сооружения к нижней ступени горы Кармель. На горе был район с очень малым числом домов членов Немецкой колонии и их миссионерской организации. (Ахарони 1993, с. 22)

 

С точки зрения Британской империи (Великобритании) Святой Земле в целом и Хайфе в частности, были предназначены две роли:

- служить военной базой для обеспечения северного тыла Суэцкого канала;

- служить морским терминалом для иракской нефти; 

- и в случае необходимости служить альтернативой Суэцкому каналу как сухопутный путь 

   в направлениях Багдада, Тегерана и Бомбея.

 

В период Британского мандата Святая Земля служила перекрестком для воздушного транспорта, главным образом на линиях Британия – Индия и Европа – Южная Африка.

Обычные самолеты и водные самолеты садились в водах Хайфского залива.

Все это объясняло особую заинтересованность правительства Британского мандата в развитии Хайфы.

 

В 1934 г. была закончена прокладка нефтепровода из Ирака и параллельно проложена дорога между Хайфой и Багдадом. Софер/169

 

 

В отличие от турецких правителей города, которые были инициаторами только нескольких больших строительных объектов и оставили все вопросы экономического развития в руках жителей, британские власти не только были инициаторами развития, но следили за процессом проектирования и строительства, и вмешивались, когда считали это полезным для дела.

 

Одним из важнейших событий в развитии Хайфы во время Британского мандата стало строительство глубоководного порта. Строительство современного порта повлекло за собой появление множества рабочих мест, которые обеспечили городу приток трудоспособного населения. Приток населения вызвал спрос на жильё и на земельные участки для жилищного строительства.
 

Рядом с портом был подведен выход нефтяного трубопровода из Ирака и нефтеперерабатывающие заводы, поблизости от которых возникли многие промышленные предприятия. Вслед за заводами химической промышленности появились предприятия и компании, предоставлявшие различные услуги, типа ремонтных работ и ресторанов.  

 

Другим важнейшим событием в развитии Хайфы во время Британского мандата стало

строительство района Хадар Ха-кармель. Этот район явился очагом строительства и развития города. Между долиной Вади Ниснас на западе и Вади Рошмия на востоке возникло множество новых жилых районов.

 

Ядром района Хадар Ха-кармель явились Техникум и его окрестности, построенные до 1923 г. От них на восток шли улицы Герцль, Ха-халуц и Нордау.

Англичане организовали муниципальную власть в городе путем введения выборов и признания, созданных жителями органов управления, таких как Совет Хадар Ха-кармель

(Ваад Хадар Ха-кармель). Новые уставы проектирования и строительства впервые в истории города обязывали подготовку общего плана строительства, утвержденного в

1934 г.

 

Строительство порта производилось с учетом развития всего Нижнего города. При углублении побережья песок высыпали на берегу и таким образом осушили часть прибрежной полосы. Проектирование этого нового района для складских и торговых помещений было поручено английскому архитектору Холидею. Здесь проложен широкий бульвар (первоначально назывался ул. Ангелов, ныне ул. Независимости). Порт со стороны улицы имеет однородный фасад каменных зданий, предназначенных только для торговли и контор, тогда как со стороны моря огромные складские помещения, рефрижераторы и подобные вспомогательные сооружения. Этот район стал средоточием торговой и деловой жизни и превратился в центр города.

 

1. Ахарони, Сара и Меир. Личности и деяния в Хайфе и окрестностях. Кфар-Саба 1993

   Назад
3.1  Еврейское население Хайфы

 Еврейское население в городе в древней части города, по свидетельству одного из консулов, состояло в 1829 г. из десяти семейных кланов, насчитывавших около 3000 человек. Все они были выходцами из западного Марокко, считались французскими гражданами, и потому находились под защитой французского консула. Район, в котором они поселились, стал называться Еврейским кварталом, или Харат Аль-Йехуд, и был похож на другие еврейские гетто в восточных странах. Еврейское население занималось здесь торговлей и ремесленным трудом. Были здесь синагоги, йешивы и школа Альянс. Евреи одевались, как и их соседи-арабы, и говорили по-арабски. Этот район был покинут евреями во время арабских беспорядков 1929 г. и разрушен евреями после провозглашения государства Израиль.  

 В 1875 г. численность еврейского населения Хайфы достигла 1000 человек, тогда как общее количество населения насчитывало 4000 человек.

 Евреи начали селиться в Хайфе, как уже говорилось, в начале 19 века, однако даже накануне Первой мировой войны число евреев в городе не превышало 3500, что составляло около 16% (?). В начале правления правительства Британского мандата в Хайфе существовали совместные арабско-еврейские органы управления и организации.

 Одной из таких организаций был

 

Совет еврейской общины 

 

   Назад
3.2  Рост числа выходцев из России в Хайфе и их влияния

 Если в 1900 г. число еврейского населения в Хайфе было около 1500 человек, то к 1914 г. их число увеличилось вдвое. Это увеличение шло в основном за счет так называемой второй алии, подавляющее число которой прибыло из России, которые оказали большое влияние на облик еврейской общины Хайфы.

 

Если люди первой алии, прибывшие с 1882 по 1903 г., предпочитали заниматься сельскохозяйственным трудом, то многие из второй алии предпочитали осесть в городах. Именно они составляли большую часть новой части еврейского населения Хайфы и по их инициативе были созданы школы и детские сады, библиотека и клуб, оркестр и музыкальное общество.

 


В 1908 г. открылось в Хайфе отделение Англо-Палестинского банка (ныне это банк Леуми) значительно облегчило финансовые операции еврейского населения. Значительная часть средств, которые вкладывал барон Ротшильд в
   Назад

3.3  Арабское население Хайфы


 

   Назад
3.4  Технион

Возведение здания Техниона началось с покупки участка земли для него (46 дунамов) у подножия горы Кармель в 1908 г.  Церемонию закладки краеугольного камня провели только через четыре года, а первый учебный год отодвинулся до 1924 г.

 

Основание первого в стране Высшего технического учебного заведения, который называли Техникумом, было инициативой “Общества помощи евреев Германии”, которую на иврите сокращенно называли “Эзра”. Представитель этой компании жил в Иерусалиме и стремился основать это заведение в Иерусалиме. Только настойчивая деятельность Шмуэля Певзнера привела к решению руководства той компании построить комплекс зданий для него в Иерусалиме.

 

В 1908 г. на средства Еврейского национального фонда (Керен каемет ле Исраэль) был приобретен участок для строительства Техникума, а в апреле 1912 г. был заложен первый камень в фундамент здания.

 

Тестем Шмуэля Певзнера был Эхад Ха-ам, работавший в империи чайного магната Высоцкого. Именно этими связями объясняют пожертвование Высоцкого 100 тыс. рублей на строительство этого комплекса.


Проект строительства комплекса зданий был поручен архитектору Александру Бервальду (1877-1930). Кроме главного корпуса, в комплекс входили здание реального училища, интерната для учащихся, мастерские и иные подсобные сооружения. Так как эти здания были первыми на склоне горы в ближайших окрестностях, то планировалось также автономная система водоснабжения.

 

В облике зданий Техниона и Реального училища Бервальд есть как общие черты, так и различие, как черты европейской архитектуры, так и черты архитектуры Востока. В здании Техниона выделяется центральная симметричная ось с двумя крыльями-ризалитами.

 

 

С началом Первой мировой войны здания Техникума используются для размещения

   Назад

3.5  Технион и борьба за преподавание на иврите

 

Идея создания «университета» для инженеров возникла в организации «Эзра» (помощь), Эта организация была создана в 1901 г. евреями Германии с целью помощи евреям Восточной Европы и стран Ближнего Востока. Она помогала евреям России, пострадавшим от погромов, устраивала на Святой Земле детские сады, школы учительские семинарии. В большинстве учебных заведениях, созданных этой организацией изучали иврит, однако преподавание в них велось на немецком языке и руководство отказывалось перейти на преподавание на иврите.

 

Этот отказ организации «Эзра» ввести преподавание в Техникуме на иврите привел к демонстрациям и организованным забастовкам преподавателей в 1913-1914 годах, которые получили название «Война языков».

 

Руководство «Эзры» утверждало, что малый словарный запас иврита и отсутствие большинства научных и технических терминов превращает преподавание многих дисциплин на иврите в невыполнимую задачу. Кроме того, эта организация в просветительной деятельности сотрудничала с  правительством Германии, стремившимся укрепить своё влияние путем распространения немецкой культуры и немецкого языка.

 

Совет еврейской общины в Хайфе организовал особый Совет для контактов с организацией «Эзра», во главе которого стояли Нахум Вильбушевич и Шмуэль Певзнер.


С появлением слухов о планах возведения Техникума в Стране Израиля поспешили Вильбушевич и Певзнер отправить письмо в Берлин, на имя Пауля Натана, руководителя «Эзры». В этом письме они объясняли, почему следует учредить Техникум именно в Хайфе, а не в Иерусалиме, как того требовал представитель «Эзры» в Иерусалиме.

Отказ «Эзры» ввести преподавание на иврите вызвал организованную забастовку преподавателей и учащихся в сети учебных заведений, управлявшихся «Эзрой», которых поддержали не только учителя и школьники других учебных заведений, но и рабочие. Их поддержали также такие общественные деятели как Эхад Ха-ам и Элиэзер Бен-Йехуда, Шмарьяху Левин и Йехиель Членов, Менахем Усышкин и многие другие. Эта борьба увенчалась успехом и организация «Эзра» была вынуждена согласиться на преподавание на иврите.

   Назад

3.6   Реальное училище




 

 

(Ахаронович 1993, с. 334)
   Назад
3.7  Хадар Ха-Кармель – первый еврейский район в Хайфе

 Ваад (Совет) создал компанию “Маон”, единственную организацию подобного рода в стране, для решения жилищной проблемы новоприбывших евреев. Эта компания построила жилые дома в разных частях города.

 Долгие годы ваад прилагал усилия по развитию шхуны (микрорайона) Хадар Ха-кармель

и расширению её границ. Однако средства, которые удавалось собрать из общественных и частных источников, были очень ограниченны и не давали развернуться. В результате этого земли для шхуны были куплены у арабов по частям, участок за участком, в зависимости от предложений продажи земли и финансовых возможностей ваада в конкретный момент.

 Другим результатом ограниченности средств было то, что планирование шхуны и улиц велось только небольшими участками и не удавалось ограничить плотность застройки на них.

 Когда же строительство шхуны приближалось к завершению, ваад продолжал стремиться к расширению границ Хадара и заботился о подготовительных работах на участках, расположенных на значительном расстоянии он этой шхуны, например в Неве Шаанане и Рошамии.

 

В продолжение долгих лет ваад служил базой для деятельности Хаганы в Хайфе и для финансирования  этой деятельности. В период борьбы с властями Британского мандата ваад представлял еврейскую общину и ее интересы, несмотря на то, что не имел на это полномочий.

   Назад
3.8  Промышленность в Хайфе в годы Британского мандата

 Особенностью Хайфы и ее окрестностей является то, что она является центром тяжелой промышленности Израиля. Здесь сконцентрированы около половины производственных предприятий химической и петрохимической промышленности.

 Концентрация промышленности в Хайфе связана, прежде всего, с местонахождением здесь современного глубоководного порта. Развитие здесь промышленности началось с постройки завода «Атид» в 1906 г., ставшего позднее заводом «Шемен». Этот завод был построен очень близко к морскому побережью, так как из-за отсутствия в те годы подъемных кранов, машины, которые прибывали на кораблях, выбрасывали привозимое оборудование в воду и по дну вытаскивали на берег.

В 1923 г. построили завод «Нешер». Та как кроме мела ему требовался и уголь для приведения в действие машин, то близость к побережью облегчала задачу поставки угля.

В эти же годы были возведены большие мукомольные мельницы и железнодорожные ремесленные мастерские, а позднее заводы «Вулкан», «Фениция» и заводы по производству красок и резины. Накануне Второй мировой войны наиболее важным событием в местной промышленности стало возведение нефтеперерабатываю-
щих заводов, после того, как сюда подвели нефтяной трубопровод из Ирака. Нефтеперерабатывающие заводы построили в Хайфском заливе, поблизости от моря, так как были предназначены для экспорта из продукции, а также для получения нефти не только по нефтепроводу, но и по морю.



















Софер, Арнон. Промышленность в Хайфе в годы Британского мандата. В сб.: Хайфа в развитии. 1918-1948, Иерусалим, 1989, с. 147-154
   Назад

3.9   Порт в Хайфе

 Первоначальную пристань в Хайфе для причаливания и стоянки судов, высадки и посадки пассажиров, построили русские в середине XIX века. В 1886 г. пристань была увеличена до 53 м. Строительство Хиджазской магистрали настолько увеличило объем работ в Хайфском порту, что турецкие власти были вынуждены построить в Хайфе настоящий порт. До 1918 г. была выполнена только часть плана, главным образом новая пристань.

С первых дней установления гражданской администрации Британского мандата она стала

заниматься подготовкой строительства порта, специально оборудованного места у берега с защищённым водным пространством для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов. В начале 1923 г. прибыл на Святую Землю инженер Палмер, который провел исследование для выбора места строительства нового порта. Были признаны пригодными только два места: Яффо и Хайфа. Палмер предпочел Хайфу, и его мнение было принято соответствующими инстанциями при утверждении окончательного решения о строительстве порта в 1927 г.

 Об углублении прибрежной полосы  в Хайфе задумывались ещё в годы правления Турции.  Первый план постройки порта в XX веке был предложен  пашой Майзнером, инженером Хиджазской железной дороги. Он предложил осушить прибрежную полосу моря от завода «Шемен»  до нынешних ворот Палмера и построить основной волнорез к северу от мааган, а дополнительный волнорез к востоку от него, с проходом, обращенным к востоку. Две итальянские фирмы  и две британские фирмы предложили различные планы постройки порта, однако Первая мировая война прервала все их планы.

 После установления правительства Британского мандата один из довоенных планов, предложенный британской фирмой,  был принят за основу при возведении порта. Это был план английского инженера Фредерика Палмера из лондонской компании «Рандель, Палмер и Тритон». Он предложил построить волнорез на востоке, без того, чтобы предварительно углубиться в открытое море, сократив тем площадь маагана и избежать лишних расходов при постройке порта. Он также отказался от постройки пристаней типа «пальцев», что привело к образованию узкого и длинного маагана и значительно усложнило работу порта.

 В 1929 г.  этот подвергся серьезной критике архитектора Дракса, который требовал расширить площадь маагана на 50% посредством изгиба волнореза наружу, что увеличивало расходы всего на 20%. Палмер настаивал на своем варианте, утверждая, что возможность маневров кораблей в порту является роскошью, которая не даст никакой пользы. В конце концов, после решения в 1931 г. провести нефтепровод из Ирака в Хайфу, волнорез стали строить немного в более глубоких водах, чтобы разместить нефтяные запасы на территории порта Палмер предложил .

 Во время проведения Палмером исследования (1922-1923) существовали разногласия по поводу местонахождения порта. Однако местные интересы, как городские, так и экономические, тогда не были приняты во внимание, так как речь шла об интересах Британской империи. Именно стратегические и политические интересы Британии определили строительство международного порта в границах развивающегося города.
 

Тогда как интересы развития города требовали перенесения порта в зону Хайфского залива, в месте впадения долины Кишона в море. Именно там предлагал строить порт архитектор Рихард Кауфман. Он резко критиковал планы правительства Британского мандата построить порт в черте развивающегося городского района.

Тогда как интересы развития города требовали перенесения порта в зону Хайфского залива, в месте впадения долины Кишона в море. Именно там предлагал строить порт архитектор Рихард Кауфман. Он резко критиковал планы правительства Британского мандата построить порт в черте развивающегося городского района.

 В 1926 г. итальянская фирма производила работы по углублению прибрежной зоны и по расширению существовавшей пристани. В том же году в Британском парламенте был принят закон, позволявший выделение средств на строительство Хайфского порта.

В 1928 г. были произведены необходимые замеры, а в следующем году британская компания начала строительные работы. Камни для строительства добывались в каменоломне Атлита и доставлялись к месту строительства по железной дороге.

Шимон Штерн. Порт в Хайфе. В сб.: Хайфа в развитии. 1918-1948, Иерусалим, 1989, с. 68-78

   Назад

3.10  Архитектура Хайфы в период Британского мандата

 В начале периода Британского мандата Хайфа была маленьким городком, насчитывавшим около 24000 жителей.

 Первые дома нового города Хадар Ха-кармель возводились в псевдоклассическом стиле 19 века,  в эклектическом стиле начала 20 века и в арабо-ориентальном стиле. Евреи, приезжали  преимущественно из местечек Украины и Белоруссии, Польши и Молдавии, Литвы и Латвии, входивших в Российскую империю. Их житейские привычки и архитектурные вкусы сформировались в местах, где они выросли, и они пытались воспроизводить здесь архитектурные образцы, которые считались ими красивыми, престижными, которые  удовлетворяли их привычки и потребности.

 Строители нового города Хадар Ха-кармель возводили дома в эклектическом стиле

 В начале 30-х годов, когда на Святую Землю стали приезжать архитекторы, получившие образование в современных европейских школах, прежде всего в наиболее прославленной из них - немецком “Баухаузе”.  Только возникший город Хадар Ха-кармель представил большие возможности для современной архитектуры, и множество домов было возведено в стиле “Баухауз” и так называемом “международном” стиле. Создатели этих стилей стремились слить в них современные им представления об эстетике и общественную пользу, создать в городе условия для здоровой и приятной жизни: украсить его садами и зелеными зонами, снабдить логичной планировкой с прямыми и параллельными линиями улиц.

 Появились двух- и трехэтажные дома-кубы, стоящие на опорах. Формы их были строгими  и лишенными декора, лоджии и лестничные клетки - просторными

 В 20-х годах в Европе стал преобладать новые архитектурные веяния, которые получили название “международный стиль”.

 На Святой Земле этот стиль воцарился уже в начале 30-х годов. Эклектика, украшения, символика, поиски особенного восточного стиля, были отвергнуты, когда воцарился современный единый стиль, известный под названием “международный стиль”. 

 Этот стиль базировался на двух основах: на стиле “баухауз” и на идеях Курбузье. Баухауз являлся высшей школой архитектуры, искусства и дизайна. Её основал Вальтер Гропиус в Веймаре в 1919 г. Это было время духовного подъёма, надежд на свободное и светлое будущее.

Эта школа была закрыта в 1933 г., когда все надежды померкли с приходом к власти нацистов.

Принято видеть в Баухаузе источник современной архитектуры - “функционализма”.

 Вальтер Гропиус, основатель той школы считал, что искусство умерло и вместо него придет дизайн предметов промышленного производства, что художник это ремесленник, на которого в редкие минуты ниспадает милосердие божие, которое превращает плоды его труда в искусство..

Наступила эпоха поиска функциональных решений, который проявлялся в площадях гладких стен, в превалировании прямой линии. Архитекторы, родившиеся в Стране Израиля, и учившиеся за границей, вернулись в 30-х годах и создали новый

 Этот новый архитектурный стиль воплотился в зданиях Хадар Ха-кармель. И строительные подрядчики

 Традиционную арабскую архитектуру характеризовали арки и небольшие купола, наружные лестницы и кубическая форма. Эти элементы средиземноморской архитектуры (Ахарони 1991, с.89)

Александр Бервальд (1877-1930).
произошли значительные изменения в архитектурных предпочтениях архитекторов и строительных подрядчиков в Европе, которые оказали огромное влияние на строительство в Святой Земле, на архитектуру и на методы строительства.

   Назад

3.11   Гистадрут  в  Хайфе

Гистадрут возник в Хайфе в 1920 г. Он объединил около 90 % всех рабочих, работавших в компаниях и на предприятиях. Положение Гистадрута на Хадар Ха-кармель, самом большом еврейском районе города, было прочным, и никто его не оспаривал.
   Назад
3.12  Бейт Ха-поалим

 До сих пор привлекает внимание оригинальное здание на ул. Ха-халуц 42. Когда-то это здание было центром новой, еврейской Хайфы.
Йаков Давидон, один из участников так называемой третьей алии и первых строителей Хадар Ха-кармель, рассказывает в своих воспоминаниях об усилиях активистов построить центр для собраний и совместного времяпровождения всех еврейских рабочих. Эти усилия возникли, когда число еврейских рабочих в Хайфе достигло 300, и найден выход, когда их число превысило 500.

Основная загвоздка была в отсутствии денег на строительство и даже на строительные материалы. Тогда-то и был назначен совет для изыскания средств на постройку, который решил  организовать грандиозный фестиваль для еврейского населения всей страны.

Технион и площади перед ним были залиты огнями и красочно украшены. Главный зал здания Техниона был превращен в театр, где выступали местные артисты, среди которых особенно блистал автор воспоминаний, написавший к торжеству концертный монолог и исполнивший его.

Менаше Полак, считавшийся представителем богемы старой Хайфы, вёл юмористическую устную газету в перерывах между выступлениями артистов.

Второй зал был передан Лейбке Лифшицу, заведывавшему рабочей кухней, который организовал там буфет. Третий зал использовался для исполнения классических танцев. Четвертый зал, вместе со всеми коридорами, использовался для организации лотереи. Лотереи были запрещены во время Британского мандата и для проведения той одноразовой лотереи было получено специальное разрешение от Херберта Самюэля, Верховного губернатора территорий Британского мандата.

Площадь перед Технионом, перед монументальными парадными ступенями, ведущими в здание, использовалась в тот день для народных танцев. Особую площадку выделили для выступления спортсменов общества «Маккаби», прибывших из Тель Авива. И на всех сценах выступал оркестр, прибывший из Иерусалима.

Этот фестиваль произвел на участников незабываемое впечатление и на удивление организаторов оказался и очень результативным с финансовой стороны. Были собраны 500 лир, сумма огромная  по тем временам.
   Назад

3.13  Корни «Красной Хайфы»

 Несмотря на единство целей, задач и методов деятельности рабочего движения, на сильное влияние центральных организаций и руководителей, в отдельных частях страны существовали отличия, характеризовавшие некоторые области. Рабочее движение в Хайфе возникло в 20-х – 30-х годах XX века в процессе  

 

Рабочее движение в Хайфе формировалось в 20-е годы 20 столетия. Давид Кохен, бывший секретарем Рабочего Совета Хайфы, писал в конце 1926 г., что этот Совет сопровождает каждого рабочего, даже если он не является членом Гистадрута, в продолжение всей его жизни, во всех деталях его существования. Рабочий Совет помогал каждому рабочему в его ежедневной личной жизни, в решении его экономических и общественных проблем, заботился о высылке сертификатов, дававших право проживания на Святой Земле, содействовал с момента прибытия сюда, при безработице, при рождении в семье ребёнка.

Это участие в жизни каждого рабочего продолжалось до отъезда разочаровавшегося или до смерти смирившегося со всеми невзгодами (Де Прис, с. 79-80)     

 

В этих словах Давида Кохена, одного из местных деятелей партии Ахдут Ха-авода (Трудовое единство), выражены не столько действительные дела, сколько его надежды на влияние Гистадрута. В них также отразился взгляд партии Ахдут Ха-авода на социальную роль и функции этой организации. Для членов этой партии Гистадрут представлял собой не только комплекс различных организаций, таких как Купат Холим (Больничная касса), Машбир (Торговая сеть), Давар (газета), Солел Боне (строительная компания), сеть рабочих столовых и домов отдыха (и это не полное перечисление всех организаций, входивших в Гистадрут), но, прежде всего средство для объединения всех сил еврейского народа для возрождения Еврейского государства. 

Эту атмосферу напряженного самоотверженного труда выдерживали далеко не все. Но на место каждого выбывшего из строя прибывало несколько новых энтузиастов и число членов Гистадрута, направленных на достижение национальных задач непрерывно росло.

В то же время приведенные слова Давида Кохена отражали сплоченность сообщества рабочих в Хайфе, стремление руководства рабочего движения знать о каждом рабочем все и помогать ему для того, чтобы он был способен выполнить свою национальную задачу.

Де Прис, Давид. Корни Красной Хайфы. В сб.: Хайфа в развитии.
1918-1948, Иерусалим, 1989.
   Назад

4.   Хайфа во время войны за независимость


Принятие Организацией Объединенных Наций (ООН) решения о создании на территории Святой Земли двух независимых государств, еврейского и арабского, было принято враждебно арабским населением страны и соседними арабскими странами.
   Назад


   Назад

5.  Развитие Хайфы в Государстве Израиль
   Назад