Концерт Яши Хейфеца в окрестностях киббуца Эйн-Харод в 1926 г.
``
About-Holy Land.com
Eyn-Harod

Владимир Цывкин рассказывает на этой странице о влиянии выходцев из Российской империи на социальные изменения в еврейской общине на исторической родине, о роли их в киббуцном движении.
Главная
Святая Земля



Киббуц Эйн-Харод

1. Почему именно об этом киббуце?

2. Обстановка в Эрец-Исраэль в начале 20-х годов XX века

3. Сионистское движение, его цели и деятельность                           в 20-х годах XX века

4. Возникновение поселения Эйн-Харод и первый раскола в            нем

5. Киббуц Эйн-Харод и его развитие

6. Преобразование киббуца Эйн-Харод в киббуц                               объединенный

7. Влияние политики России на происходившее на         

    Святой Земле

8. Влияние русской культуры и действительности в                       России на происходившее на Святой Земле

9. Отношения киббуца Эйн-Харод с партией

10. Отношение киббуцников к Советскому Союзу

11. Раскол киббуца Эйн-Харод на два

12. Роль киббуца Эйн-Харод в создании                                                 вооруженных сил еврейского населения

Назад

 1. Почему именно об этом киббуце?

Согласно статистическому ежегоднику 2004 г. в Израиле имеется 266 киббуцов, рассеянных по всей стране с севера до юга. Киббуц Эйн-Харод выделяется среди них, прежде всего, той ролью, которую он сыграл в заселении древней родины. Он был одним из первых поселений, где воплотилась в жизнь киббуцная идея, первым крупным коллективным хозяйством, первым настоящим киббуцом. В нём проходили жаркие идейные споры, наложившие отпечаток на всю историю воссоздания Еврейского государства, здесь формировались легендарные ночные отряды под руководством Вингейта. Эйн-Харод был образцом для других коллективов и своеобразной "столицей" киббуцного движения.

События, приведщие к созданию этого киббуца, связаны с третьей алиёй, прибывшей с 1919 по 1923 годы преимущественно с территорий бывшей Российской империи, с Рабочим батальоном (Гдуд ха-авода) имени Йосефа Трумпельдора, с Гистадрутом, с заселением необжитых земель в Эрец-Исраэль и выбором путей борьбы за возрождение Еврейского государства.

В нем происходили жаркие идейные споры, наложившие отпечаток на всю историю воссоздания Еврейского государства, здесь формировались легендарные ночные отряды под руководством Вингейта, он служил образцом для других колллективов и своеобразной “столицей” киббуцного движения.

Этот киббуц возник в 1921 г. как палаточный городок одной из рот Рабочего батальона, организации, одно название которой вызывает неприятные ассоциации у многих выходцев из бывшего Советского Союза, но на самом деле ничего общего с теми ассоциациями принудительного труда не имеющей.

Чтобы понять значение этого киббуца необходимо вернуться к обстановке, царившей на Святой Земле после захвата ее Великобританией в ходе Первой мировой войны. 

Публикация декларации Бальфура, назначение еврея (лорда Херберта Самюеля) первым губернатором Мандатного правления и выделение средств на проведение общественных работ позволили прибывавшим на Святую Землю евреям выжить здесь и закрепиться на земле. В конце 1920 г. на общественных работах было занято около 2300 человек.

В течение короткого времени сгруппировались рабочие бригады для работы по прокладке дорог и строительства. До тех пор у евреев в этих краях не было опыта в деятельности подобного рода и в таком масштабе. Эти работы и бригаты не только позволили новоприбывшим евреям заработать на пропитание, но и явились школой для приобретения необходимых в стране профессий, а также стажировкой в новых спецаальностях.

Первая такая бригада работала по прокладке дороги Тверия - Цемах. Пинхас Рутенберг (1879-1942), получивший лицензию на производство электроэнергии при помощи вод Иордана, добился согласия правительства Британского мандата для прокладки той дороги и передачи ее строительства партии Ахдут Ха-авода.

Подавляющая часть еврейского народа проживала тогда на территориях бывшей Российской империи, часть из которых, такие как Польша и Прибалтийские страны, стали самостоятельными после революции 1917 г. Именно оттуда евреи стремились эмигрировать в США и другие страны. Только малая доля этого эмиграционного потока прибывала на Святую Землю.

Тех из них, которые прибыли с 1919 по 1924 годы, принято называть третьей алией. Их характеризовало положительное отношение к Русской революции и вера в те идеалы, которые она провозглашала. Именно в тот короткий срок после революции было создано много еврейских и синистских организаций, одной из которых был упомянутый выше Ха-халуц.

Именно соратники Трумпельтора в организации Ха-халуц создали Рабочий батальон, в котором объединились рабочие бригады, разбросанные по разным объектам, которые назывались ротами. Значительную часть их составляли бывшие члены Ха-халуца, прошедшие подготовку в Крыму, их называли крымчаками.

 Более подробно роль этого киббуца в истории создания государства Израиль и его значение после создания государства Израиль будут освещены в докладе.

Назад

 2. Обстановка в Эрец-Исраэль в начале 20-х годов века

Подавляющая часть еврейского народа проживала тогда на территориях бывшей Российской империи, часть которых, такие как Польша и Прибалтийские страны, стали самостоятельными после революции 1917 г. Большинство живших там евреев стремилось эмигрировать в США и другие страны. Только малая часть этого потока прибывала в Эрец-Исраэль.

2-го ноября 1917 г., за месяц до занятия британскими войсками Иерусалима, была опубликована Декларация Бальфура, провозгласившая право евреев жить на земле отцов. Туманная формулировка этой декларации и завоевание Британией Эрец-Исраэль (Палестины) породили в сердцах многих евреев веру в близкое воплощение самых смелых надежд сионистов.

Лорд Герберт Самюэл, первый Верховный комиссар Подмандатной территориии, еврей из Англии, стал главой новообразованного правительства. В рамках полномочий этого правительства он предпринял попытку модернизировать нищую и отсталую во многих отношениях Святую Землю. Были начаты работы по прокладке современных дорог. Эти работы явились спасением для тысяч новоприбывших евреев, так как позволили им заработать на кусок хлеба и остаться на земле предков.

Первой из построенных тогда дорог стало шоссе между Тверией и Цемахом. В конце 1920 г. на общественных работах было занято около 2300 человек. Они были сгруппированы в бригады как для облегчения получения работы, так и для её выполнения. Эти работы стали также ускоренной школой по приобретению необходимых в стране профессий и стажировке по новым специальностям.
Этот батальон был создан соратниками и последователями Йосефа Трумпельдора после его трагической смерти и носил его имя. Йосеф Трумпельдор (1880-1920) был человеком удивительной храбрости, проявленной во время русско-японской войны 1905 г. Потеряв руку в бою, но остался в строю, в боевой армии. За личные подвиги в боях он был награжден Георгиевским крестом, личным золотым оружием и произведен в офицеры. Перед строем русских солдат командир полка призывал всех брать пример с еврея, который не скрывал связи со своим народом.

После демобилизации он стал активистом сионистского движения, в 1912 г. прибыл на Святую Землю и, будучи одноруким, работал сельскохозяйственным рабочим в поселениях Мигдал и Дгания. Вместе с Зеевом Жаботинским он создал первое подразделение из евреев в составе британской армии во время первой мировой войны и был назначен заместителем командира этого Еврейского батальона, который принимал участие в боях в Галлиополе. Затем он вернулся в послереволюционную Россию и создал движение Ха-халуц (первопроходец, пионер) со множеством ферм в Крыму для подготовки еврейской молодежи к переселению на землю предков.


Есть исследователи, например Эли Бар-нави, которые утверждают, что "его представление о коллективизме выросло из идей Л. Толстого и опыта коммун толстовцев в России". (Евреи 2004, с. 459) Он был столь легендарной личностью, что новоприбывшие и левых и правых взглядов назвали его именем свои организации: Рабочий батальон имени Йосефа Трумпельдора и движение Бейтар, что означало Союз Йосефа Трумпельдора.
Назад

 3. Сионистское движение, его цели и деятельность в 20-х годах XX века

Вторая волна (вторая алия) евреев, которая прибила к берегам Святой Земли большую группу энтузиастов, стремившихся добиться реализации целей сионизма. Они прибывали между событиями 1905 г. и началом Первой мировой войны. Эта волна по словам Эли Бар-нави принесла на Святую Землю "около сорока тысяч молодых неженатых евреев, проникнутых идеями русского социализма или народничества. Большинство из них не выдержало чудовищных условий жизни и, в конце концов, покинуло страну; но те, кому... удалось закрепиться здесь, установили -- по меньшей мере, на полвека вперед -- политические и социальные структуры еврейского населения в стране, а затем и государства". (Евреи 2004, с. 457)

Многие из членов Первой и Второй алии в их бытность в России принадлежали к различным оппозиционным партиям. Часть из них входили в движение народников, как например Элиэзер Бен-Йехуда, Меир Дизенгоф и Менахем Усышкин, восприняла их идеи и методы деятельности, считала себя подобно народникам первопроходцами, готовыми жертвовать многим ради пользы своего народа.

Люди второй алии создали политические партии и организовали значительную часть еврейского населения на достижение целей сионизма. Первая сионистская социалистическая партия Поалей Цион ("Трудящиеся Сиона"), была создана в Полтаве, на Украине и у ее колыбели стояли Берл Борохов и Ицхак Шепшелевич (Бен-Цви), уроженцы Полтавы. Основатели этой партии и первые ее члены, прибывшие из Российской империи, были деятелями Второй алии. Роль этой партии в формировании конструктивной социалистической идеологии по мнению проф. Йосефа Горни очень значительна. Она перевернула всю историю еврейского населения Святой Земли с точки зрения политической и социальной. (Горни 1965, с. 1)

Другая сионистская социалистическая партия, Ха-поэль Ха-цаир ("Молодой рабочий") возникла в Галиции и Польше, ее члены впервые прибыли на Святую Землю в 1919 г. и создали первый киббуц, относившийся к движению Ха-поэль Ха-цаир, имевшему отделения в различных странах.

Отношения между этими партиями были враждебными не только в сфере идеологии, но прежде всего в практической деятельности и они боролись за то, чтобы привлечь именно в свои ряды каждого новичка-еврея, прибывшего на Святую Землю.

С победой Британии над Турцией в военных действиях на Святой Земле возобновилось движение евреев на землю отцов. Эта волна новоприбывших получила название третьей алии. Принято считать, что за период с 1919 по 1923 г. в еврейскую общину страны влилось около 35 тысяч новоприбывших, "более половины которых были выходцами из России и приблизительно 35 процентов - из Польши, только что вновь обретшей независимость". (Евреи 2004, с. 460)

Среди них выделялись два идейных формирования: одно из них выходцы из движения Ха-Халуц, созданного Трумпельдором, и другое -- члены движения Ха-шомер ха-цаир. Те, кто принадлежал к этим идейным были "молодые люди проникнутые сионистской социалистической идеологией и находившиеся под сильным впечатлением от трагических событий, свидетелями, а порой и активными участниками которых они были в родной стране: русская революция и возникновение авторитарных режимов в новых национальных государствах Восточной Европы". (Евреи 2004, с. 460) Их характеризовало положительное отношение к Русской революции и вера в те идеалы, которые она провозглашала. Именно в тот короткий срок после революции в России было создано много еврейских и сионистских организаций, одной из которых был упомянутый выше Ха-халуц.
В 1919 г. партия Поалей Цион в стране во главе с Давидом Бен-Гурионом и Ицхаком Бен-Цви объединилась с группой беспартийных активистов под руководством Берла Каценельсона и Ицхака Табенкина, в результате чего возникла партия Ахдут Ха-авода. До появления партии Ахдут Ха-авода еврейское население Святой Земли не имело признаного большинством политического представительства, не было политиков, которые бы все свое время уделяли политическим интересам евреев. Все еврейской население было раздроблено на множество секторов (например, сфарадим и ашкеназим, хасидим и митнагдим, мекубалим и тайманим, колелим и маскилим, люди первой и второй алиет и многие другие) и во главе каждого из них стояли деятели, занимавшиеся общественными делами в свободное время.

В 20-е годы основателям партии Ахдут Ха-авода удалось стать политическими лидерами всего еврейского населения Святой Земли. Объединение этой партии с партией Ха-поэль Ха-цаир произошла лишь в 1930 г. в рядах новой партии Мифлегет Поалей Эрец Исраэль (МАРАЙ). Однако еще до превращения их в единую организацию эти две партии сотрудничали в рамках Гистадрута и его экономических мероприятий.

В нищей, плохо управляемой заморской администрацией, изнемогающей от болезней стране, на тот момент насчитывалось менее 60 тысяч евреев и вдесятеро больше арабов. При этом подавляющее число евреев были верующими, жившими на пожертвования заморских общин и в целом враждебного сионизму.

За четыре года третьей волны евреев число киббуцов возросло с 30 до 66, то есть увеличилось на 120 %, и их население увеличилось более чем на 500 % (с менее чем 450 до приблизительно 2800 человек) -- прирост, несопоставимый с общим увеличением еврейского населения и количества еврейских колоний в целом (соответственно 66% и 71%)". (Евреи 2004, с. 460-461)

Святая Земля стала практическим полем для проверки множества теорий и идей различных партий и отдельных фантазеров. Один из наиболее трагичных моментов борьбы различных идеологий произошел в поселении Эйн-Харод. Горстка идеалистов второй и третьей алии формировала свою идеологию для заселения необжитых земель Святой Земли людьми, которые в подавляющем большинстве никогда не занимались сельскохозяйственными работами.

Практика подсказала, что только коллективное освоение земель позволит достичь результатов и преобразить страну в соответствии с поставленной задачей. Однако возникли споры, какова должна быть оптимальная численность того коллектива, или киббуца: либо это должна быть малая группа в несколько десятков близких идейно и симпатичных друг другу людей, либо эта группа должна быть значительно больше, включать сто и более человек, когда идейная и дружеская близость между ними значительно меньше. Спор на тему оптимальной численности киббуца был одной из основных причин раздела поселения Эйн-Харод на два поселения, одно из которых стало первым киббуцом, киббуцом Эйн-Харод.
Назад

 4. Возникновение поселения Эйн-Харод и первый раскол в нем

Поселение Эйн-Харод возникло после того, как в руках евреев оказались два значительных участка земли в Изреэльской долине,
один площадью в 18.600, второй - 29.400 дунамов. Йехошуа Хенкин, приобретший эти земли для национального фонда Керен
Каемет, содействовал их скорейшему заселению. Эти действия рассматривались как реализация части плана Всемирной Сионистской организации по выкупу земли предков. Вторым важным стимулом появления этого поселения было положение в Рабочем батальоне, нуждавшемся в подсобном хозяйстве.

22 сентября 1921 г. первые 35 основателей поселения во главе  Цви Нисановым, составлявшие одну из рот Рабочего батальона, прибыли к источнику Эйн-Харод у подножия горы Гильбоа, в восточной части долины Изреэль. Назавтра сюда же пришла другая рота Рабочего батальона в составе 40 человек. Они возвели
лагерь из 35 больших и малых палаток и оградили его забором из колючей проволоки и рвами. Так за несколько часов выросло новое поселение Эйн-Харод. С прибытием новых членов коллектива их число достигло 300 (Бейн 1976, с. 234).
 
Один из них, Цви Нисанов (1881 - 1966), который родился на Кавказе в семье горских евреев, прибыл в Страну Израиля в 1910 году и присоединился к организации Ха-шомер, среди основателей которой был его младший брат, убитый арабами в 1911 году. После того убийства Нисанов был передан в турецкую полицию Тверии и осуждён на три года за попытки отомстить за смерть брата. Был ранен во время нападения арабов на Кфар Тавор. В поселении Эйн-Харод он отвечал за безопасность и отношения с арабами.

Особенно тяжёлыми были первые три месяца после основания палаточного лагеря. Комары, разносчики малярии, казались неотъемлемой частью Святой Земли. Однако все работы выполнялись энергично и с воодушевлением. В первый год необходимо было осушить заболоченные участки земли. Вся дорога из Дженина в Бейт-Шеан была сплошным болотом, и нельзя было пройти по ней, не засучив высоко штаны. Были прорыты каналы глубиной до 2,5 метров. В устье долины проложили канал и выложили его камнем. Рабочие стояли в воде почти голые даже во время дождей и вёдрами поднимали грязь из каналов.

Все земли были полны камней, больших и малых, и их нельзя было обрабатывать с помощью сельскохозяйственных машин. Камни собирали и увозили на тачках. Так подготовили сотни дунамов пахотной земли.

В хозяйстве было два трактора, которыми начали вспашку земли с первых дней. Вспахали 800 дунамов, 200 из них засеяли ячменем и 200 пшеницей, викой (кормовое растение семейства бобовых) и кормовыми травами, 30 - фасолью, а 50 - овощами. Посадили рощу  из 8000 эвкалиптовых деревьев и сад; подготовили 50 дунамов для посадки масличных деревьев и виноградника. Зимой проложили дорогу от источника до железной дороги. Поселенцы осушили болота и провели воду. У подножия горы начали добычу камня - возникла каменоломня. Так началась история поселения.

Это был первый опыт ведения хозяйства большим коллективом. Ранее существовали только малые коллективы, типа Дгании и Киннерета, созданные Второй алией. Количество участников в них не превышало 20 человек, многие коммуны оказались нежизнеспособными и распадались на самостоятельные индивидуальные хозяйства.

Инициатором идеи поселений с большим числом по членов коллектива был Шломо Лави (Левкович; 1882 - 1963), уроженец Плонска, входившего тогда в состав Российской империи. Он прибыл в Эрец-Исраэль со Второй алиёй в 1905, был сельскохозяйственным рабочим в Иудее и Галилее, работал на заводе, состоял в коллективе Киннерет, включавшим 60 членов.

Лави убедился на собственном опыте в недостатках малых хозяйств и мечтал о поселении с большой территорией и множеством жителей, занимающихся как сельским хозяйством, так и промышленным производством, которые обеспечивали себя всем необходимым. Он называл свой проект "территориальным" поселением". Шломо Лави объяснял свои взгляды в беседах и 
лекциях, доказывал в спорах, публиковал их в газетных статьях и приобрел много сторонников, в числе которых был и Ицхак Табенкин (1887-1971). В создании поселения Эйн-Харод Лави увидел возможность реализовать свои замыслы, присоединился к Рабочему батальону и был принят в коллектив как инициатор идеи многочисленных кооперативных хозяйств.

Через несколько месяцев после создания палаточного лагеря Эйн-Харод поблизости возникло второе поселение, названное "Тель-Йосеф". Оно было создано деятелями Второй алии, бывшими членами организации Ха-шомер, которые образовали единое подразделение Рабочего батальона, единое хозяйство в рамках "территориальной коммуны". Все они верили, что идеалы сионизма можно осуществить путём закрепления на земле предков большими коллективными хозяйствами и тяжёлым физическим трудом. 
Поселение Эйн-Харод создали члены Рабочего батальона, которые приняли идею Шломо Лави о кооперативном поселении с многочисленным коллективом, но считали его членов и его хозяйство интегральной частью всего батальона и не готовы были подчинить его руководству партии Ахдут Ха-авода. В планах руководства Рабочего батальона поселение Эйн-Харод должно было обеспечить рабочие места для членов его во время, когда уменьшалось число рабочих мест на стройках и общественных работах по всей стране, а также получать субсидии от учреждений Всемирной сионистской организации. Они составляли подавляющую часть членов поселения.

К первым поселенцам в Эйн-Хароде примкнуло много сельскохозяйственных рабочих, мечтавших покончить с кочевой жизнью и осесть на каком-то клочке земли. Среди этих земледельцев было около двадцати бывших членов кооперативного хозяйства Киннерет, в том числе Шломо Лави (Левкович) и Ицхак Табенкин, которые разочаровались в возможностях небольшого интимномного коллектива, хотя и остались друзьями между собой и не порывали отношений с оставшимися в том кооперативе товарищами. И Табенкин и Лави были видными членами руководства партии Ахдут Ха-авода и связали судьбу поселения Эйн-Харод с этой партией.

Ицхак Табенкин, уроженец Бобруйска, своё детство и юность провёл в Варшаве. Ещё юношей он присоединился к движению Поалей Цион и принимал участие в самообороне во время погромов. В Варшаве вёл идейную борьбу с деятелями партии Бунд, с территориалистами и даже с Бером Бороховым, признанным вождём движения Поалей Цион, относительно взглядов последнего на связь еврейского народа с Землёй Израиля.

Ицхак Табенкин прибыл на Святую Землю в 1912 году, работал сельскохозяйственным рабочим, во время Первой мировой войны был членом группы Киннерет ("квуцат Киннерет"). В 1919 году стал одним из основателей партии Ахдут ха-авода, а затем и Гистадрута. Он верил, что центр деятельности еврейского населения Страны Израиля обязательно перейдет из прибрежной полосы, из Яффо и Тель-Авива, в Израэльскую долину и хотел находиться в гуще событий. Так он стал членом Рабочего батальона и поселения Эйн-Харод. Работая как и все на физических работах, он оставался одним из ведущих руководителей партии Ахдут ха-авода. Поэтому он нередко должен был прерывать работу в поле, чтобы прочитать лекцию, участвовать в партийных обсуждениях и международных конференциях. Он был первым среди тех, кто на опыте поселения Эйн-Харод формировал формировал представление об образцовом киббуце и идеологию киббуцного движения.

Для руководителей партии Ахдут ха-авода Эйн-Харод был одним из поселений, цель которых - решение национальных задач, прежде всего, заселение Эрец Исраэль по методике и указаниям Гистадрута.
 
Видя притязания руководителей Рабочего батальона на независимость, партия Ахдут ха-авода и ее приверженцы, прежде всего Шломо Лави и Ицхак Табенкин, стали искать пути к экономической автономиии поселения Эйн-Харод, к отделению его от других подразделений Рабочего батальона, полному подчинению этого поселения национальным идеям и руководству партии и Гистадрута.

Борьба между двумя группами членов поселения Эйн-Харод привели к расколу. Подавляющая часть членов поселения покинула его и присоединилась к поселению Тель-Йосеф, с которым оно составляло до этого одну экономическую единицу. Только малая часть членов, которая придерживалась взглядов руководства партии Ахдут ха-авода остались в этом поселении и завладели всеми его землями и строениями. Приобщив новых членов они образовали первый киббуц Эйн-Харод.

Это был первый раскол поселения, приведший к образованию первого киббуца, ставшего образцом для других коллективных поселений. 

Немалую роль в расколе играли и личные взаимоотношения между Д. Бен-Гурионом, И. Табенкиным, Ш.Лави и Менахемом Элькиндом. Через несколько лет Рабочий батальон, ведущим деятелем которого был М.Элькинд, прекратил своё существование
и часть его энтузиастов вернулась в Советский Союз с целью воплотить в жизнь свои идеи там. И следы их потеряны. 

Создание многочисленных киббуцов привело к резкому росту числа евреев осевших на земле предков: за четыре года третьей волны алии численность объединенных киббуцами евреев возросла с 450 до 2800 (то есть на 500%), тогда как число киббуцов возросло с 30 до 66 (то есть на 120%).
Назад

 5. Киббуц Эйн-Харод и его развитие

В результате первого раздела поселения Эйн-Харод и ухода
из него двух третей первоначального коллектива в нём осталось около ста человек, которые в 1923 г. создали киббуц Эйн-Харод.

В 1924 г. к оставшимся ста членам киббуца Эйн-Харод присоединилась группа, называвшаяся “хавурат ха-эмек” (бригада из долины), в которой объединились члены партии Ахдут ха-авода, составлявшие правое крыло Рабочего батальона и числившиеся в киббуцах Кфар-Галъади и Тель-Йосеф.

В этом киббуце нашла первичное воплощение идея Шломо Лави о большом кооперативе, относительно открытом для новичков, включающем не только различные отрасли сельского хозяйства, но и мастерские ремесленников и промышленное производство. Кроме того, у них имелись и выездные бригады, выполнявшие самые различные работы в различных населённых пунктах страны.

Создание больших кооперативов облегчало оседание новоприбывших евреев на земле и включение их в решение общих задач. Мысли о таком коопертиве появились у Ш.Лави и И. Табенкина только после ряда неудач в малочисленных поселениях. Однако споры о путях развития таких коллективов не прекращались и привели к новому расколу в этом поселении.
Коллектив киббуца Эйн-Харод снова раскололся на два лагеря, примкнувшие к которым по разному смотрели права и обязанности каждого киббуцника, на степень участия каждого в труде на пользу киббуца, на его роль в осуществлении общенациональных задач.

Одна из этих групп, под руководством Шломо Лави, стремилась к автономности их киббуцного хозяйства от других поселений, к росту его только на базе собственных производственных возможностей, к максимальному использованию земельных угодий и укреплении экономического положения киббуцного хозяйства. Главной их заботой было обеспечение премлемого уровня жизни членов киббуца. Они каждый день выходили на работу в поле и хотели, чтобы все члены киббуца работали, прежде всего, для их кооперации, а не на общие цели. На внутрикиббуцной арене группа Лави была более многочисленной.

Другая группа, под руководством Ицхака Табенкина и Левы Левиты, постоянно стремилась ключить свой киббуц в решение общенациональных задач и уделяла особое внимание привлечению еврейской молодежи из стран рассеяния в киббуцы. Под руководством Ицхака Табенкина и при поддержке членов бригады из долины в киббуце были реализованы многие из идей, родившихся в Рабочем батальоне.
Прежде всего киббуц сформировал несколько бригад-рот, которые трудились по всей стране, там, где была работа. В отличие от норм, принятых в Рабочем батальоне, планировалось, что все эти бригады-роты постепенно станут самостоятельными поселениями, организационно связанными с породившим их киббуцом. Вся эта кооперация поселений продолжала до поры до времени сохранять название киббуц Эйн-Харод.

В конце 1925 г. в киббуце было уже 75 детей. Был построен барак, в котором размесилась школа с двумя классами. Дети дошкольного возраста спали вместе, отдельно от родителей, однако при достижении школьного возраста они переходили спать в свои семьи.

Одним из достижений Табенкина и его единомышленников было расширение движения Хе-халуц, в основном в Польше и Германии, но также и в других странах Центральной и Восточной Европы. В 1926 г. он сам выезжал в Польшу для помощи группам
движения Ха-халуц по подготовке к переселению в Страну Израиля. Вместе с ним, до той поездки и после нее, в этой деятельности принимали участие многие другие члены киббуца Эйн-Харод. Способности членов этой группы, их  заинтересованность в успехе общего дела раскрыли новые горизонты перед членами этого киббуца. Тогда то и выяснилось, что кооперация киббуцов может создавать собственные контакты с евреями диаспоры и призвать их в свои ряды. Даже в условиях экономического застоя 1927 г. на Святой Земле, когда количество покидавших превышало число прибывавших в страну, такие индивидуальные контакты обеспечили замещение рабочих мест, покинутых разочарованными.

В 1927 г., ко времени созыва Совета по объединению киббуцов, в киббуце Эйн-Харод было уже 4 хозяйства-поселения и 8 рот. Число членов киббуца Эйн-Харод достигло 900, около половины из них работали в указанных четырех хозяйствах. Только одно из этих хозяйств было большим, число членов в каждом из остальных немногим превышало 50. Вторая половина членов киббуца была разбита на бригады, называвшиеся ротами, которые были разбросаны по разным объектам по всей стране.
 
Назад

 6. Преобразование киббуца Эйн-Харод  в 

 "Объединенный киббуц"

Значительную часть членов киббуца Эйн-Харод, которую возглавлял Ицхак Табенкин, волновали общие проблемы сионистского движения и они стремились к объединению с другими киббуцами. В то же время большая часть членов киббуца Эйн-Харод, возглавляемая Шломо Лави, добивалась автономности их киббуцного хозяйства и не хотела объединения их киббуца с другими. В идейной борьбе и противостоянии между Ицхаком Табенкиным, Левой Левитой и их приверженцами, стремившимися к объединению с другими киббуцами, и Шломо Лави и его приверженцами, которые стремились к автономности их киббуцного хозяйства, победил Ицхак Табенкин.

Несмотря на противодействие это поселение постепенно превратилось в центр одной из ветвей киббуцного движения всей страны, которое переняло его название и называлось “киббуц Эйн-Харод”. Тогда к киббуцу Эйн-Харод присоединились многие дополнительные поселения и оно превратилось в основу Объединенного киббуцного движения (Ха-киббуц Ха-меухад).

В 1927 г. возникло сразу два объединения киббуцов, каждое из которых превратилось в общественно-экономическую организацию. Одно из этих объединений (Ха-киббуц Ха-арци или Всеобщий киббуц) было создано на базе поселений партии Ха-шомер Ха-цаир, и второе (Ха-киббуц Ха-меухад или Объединенный киббуц) на базе киббуца Эйн-Харод, большая часть членов которого входила в партию Ахдут Ха-авода. Киббуцы, объединившиеся с киббуцом Эйн-Харод, имели менее 300 членов (286 или 250). Киббуц Эйн-Харод стал “столицей” этой расширенной кооперации. Здесь находились учреждения этого движения и здесь жили некоторые из его руководителей. (Йаков Горен. Общее положение при создании киббуцных объединений. В сб.: “Шорашим” 7/39)

Однако большая часть членов киббуца Эйн-Харод, включавшая Лави, Дорсиная, Сабурая и их единомышленников, пыталась добиться выхода их киббуца из движения даже после формального объединения его с другими. Они требовали помощи партии и Гистадрута, но и вмешательство этих организаций не удовлетворило их. Видя резкое обострение отношений, которые сложились между приверженцами этих двух групп, Бен-Гурион предложил разделить киббуц на два, однако Лави и его единомышленники единодушно отклонили такое решение.

В 1928 г., через год после создания Объединенного киббуцного движения сорок человек из группы Лави, но без него, вышли из киббуца Эйн-Харод и основали новое поселение - мошав Кфар-Виткин. (Айял Кафкафи. Раскол Эйн-Харода, в 6 км. севернее Нетании. В сб.: “Исследования о Возрождении Израиля”, 3/430, 1993).

В процессе формирования Объединенного киббуца было принято решение, что для принятия конкретного киббуца в объединение необходимо согласие 75% его членов, а чтобы выйти из него достаточно простого большинства. Однако все эти решения были приняты после описанных событий и, по-видимому, по следам их.

Деятельность Табенкина и его сподвижников из киббуца Эйн-Харод вела к росту и укреплению киббуцного движения и содействовала процветанию этого киббуца. Увеличилось число поселений, примкнувших к этому движению, и число подразделений (рот) в этих киббуцах.

В киббуце Эйн-Харод помимо полевого и садового хозяйства


Вместе с тем значительная часть членов этого поселения превратилась в общественных, профсоюзных (гистадрутовских) и партийных деятелей, которые большую часть времени проводили вне киббуца. Это вело к политизации киббуца и активном участии его членов во всех сторонах общественной и культурной жизни еврейского населения: воспитание молодежи в стране и странах рассеяния, быстрая мобилизация активистов на любые мероприятия парии и Гистадрута.

До создания государства Израиль вся эта деятельность была на добровольных началах и сторонники автономной жизни киббуца обвиняли этих общественных деятелей в уклонении от физических работ и в перекладывании ответственности за пропитание их семей на плечи тех членов киббуца, которые трудились в поле и на производстве.

Среди трех ветвей киббуцного движения всей страны Объединенный киббуц был самым большим и влиятельным. Берл Каценельсон, Ицхак Табенкин, как и другие, предпринимали усилия для объединения этих ветвей в единое или федеративное киббуцное движение всей страны, однако была достигнута совместная деятельность только в отдельных областях.

Эта конструктивная социалистическая идеология являлась синтезом социализма и сионизма, развитием социализма в условиях достижения практических целей сионизма.

участвовал во всех Сионистских конгрессах после Первой мировой войны и был членом кнесета первых трех созывов.

На склоне лет он руководил Идейным семинаром Объединенного киббуца.

Вопрос связи киббуцов с партиями и Гистадрутом и отношений между ними был очень важен для всех. На одном из обсуждений, предшествовавших появлению Объединенного киббуца, Табенкин сформулировал эту проблему так: “Киббуц является полем нашей коллективной деятельности, а партия - ареной нашей коллективной мысли, из этого следует, что киббуц представляет собой исполнительный орган политики, определенной партией и Гистадрутом.

В другом выступлении он же утверждал, что в Гистадрут входят на основании их социального положения, партия собирает единомышленников, а киббуц объединяет тех, желания которых близки. Из этого делали вывод, что идеология киббуца не должна быть оригинальной, и его задача исчерпывается ролью первопроходца в воплощением идеи. (Нир 1977?, 122)

аже без заранее обговоренных планов, без организованного кем-то единства, у членов киббуца выявлялись одинаковые позиции по многим вопросам. Это в отдельные периоды влекло к утверждению, что киббуц, намеренно или не намеренно, превращался в идеологическую секцию партии и Гистадрута, что у него появлялся свой особенный идейный путь.

в Объединенном киббуце (Ха-киббуц Ха-меухад) изменяется взгляд  на важность отношений между киббуцом и партией: эти отношения становятся центральным элементом идеологии киббуцного движения. Связь Объединенного киббуца с партией МАПАЙ, непререкаемая верность этой партии, воспринимается как важнейшие элементы идеологии Объединенного киббуца.

Тогда сплоченный коллектив членов киббуца оказывал значительное влияние на партию.

Назад

 7. Влияние политики России на происходившее на Святой Земле

Деятельность Коминтерна, Первый учредительный конгресс которого состоялся в марте 1919 года, оказала значительное влияние на рабочее движение во всём мире, включая расколы  в местных рабочих партиях. В Эрец-Исраэль это влияние проявилось в создании ПКП (Палестинской Коммунистической партии), ставшей членом Коминтерна, и в событиях, происходивших в Рабочем батальоне.

Главным рычагом влияния коммунистической идеологии была Левая партия рабочих Сиона (Поалей Цион Смол), которая безоговорочно поддерживала всё происходившее в Советской России и использовалась советской разведкой. Исраэль Шохат,  глава движения Ха-шомер, надеялся добится поддержки Советской Россией оборонных действий

еврейского населения Эрец-Исраэль.

Исраэль Шохат (1886 - 1961), один из важнейших деятелей Второй алии,  считал, что можно сотрудничать с советской разведкой и закупать советское оружие, чтобы бороться с Правительством Британского мандата. Он  верил в возможность добиться у России признания Еврейского коммунистического государства, и получить нечто вроде "Декларации Ленина".

Назад

 8. Влияние русской культуры и действительности в России на происходившее на Святой Земле

Были ли строители нового общества в Эрец-Исраэль оригинальны? Этот вопрос волновал многих. Одни считали, что киббуцное движение является не чем иным, как отростком революционного движения в России. Другие утверждали, что оригинальность не измеряется степенью отличия от всего известного и не исчезает даже при сильном влиянии различных культур и идей. Барух Канари писал, что вопрос не в том, где впервые появилась конкретная идея, определённый образ поведения, чёткая формулировка, а что сделали с ними и каковы были результаты их реализации. 
 

В 20-е годы многие в Эрец-Исраэль считали попытки строительства нового общества в стране схожими с путями социальных преобразований в Советской России. Значительная часть членов киббуцного движения хотела, оставаясь сионистами, реализовать то новое, что обещала революционная Россия. Они создали собственную идеологию с использованием советской идеологии. Эта терминология во многих случаях приводила к путанице и неверным аналогиям, так как советские теоретики исключали возможность строительства социалистического общества без захвата власти, и попытки организации ячеек нового общества в капиталистическом мире считали продолжением утопических попыток прошлого.

Одним из примеров влияния русской культуры на действительность в Эрец-Исраэль может служить деятельность Ицхака Табенкина и Льва Левиты. Табенкин был одним из вождей партии Ахдут ха-авода (Единство труда) и её позднейших модификаций, и в  то же время одним из лидеров поселения Эйн-Харод, а позднее идейным руководителем киббуца Эйн-Харод.

 

Назад

 9. Отношения киббуца Эйн-Харод с партиями Ахдут ха-авода и МАПАЙ

Уже отмечалось, что идейные разногласия Рабочего батальона с партией Ахдут Ха-авода привели к его развалу и исчезновению.
После первого раскола поселения Эйн-Харод все члены новообразованного киббуца придерживались взглядов, принятых в партии Ахдут Ха-авода. Они считали, что социалистические элементы в жизни киббуцов не являются самоцелью, что основная задача каждого киббуца состоит в том, чтобы содействовать осуществлению национальных целей путём, определённым партией. О значении киббуца Эйн-Харод в жизни партии свидетельствует проведение её съезда в 1924 г. на его территории.

Вопрос о связи киббуцов с партиями и Гистадрутом и отношений между ними был очень важен. На одном из обсуждений, предшествовавших появлению Объединённого киббуца, Табенкин сформулировал эту проблему так: "Киббуц является полем нашей коллективной деятельности, а партия - ареной нашей коллективной мысли, из чего следует, что киббуц представляет собой исполнительный орган политики, определённой партией и Гистадрутом". В другом выступлении он же утверждал, что в Гистадрут входят на основании социального поожения, партия собирает единомышленников, а киббуц объединяет тех, желания которых близки. Из этого делался вывод, что идеология киббуца не должна быть оригинальной, и его задача исчерпывается ролью первопроходца в воплощении идеи.

При обсуждении роли и задач партии было отмечено её значение в политическом воспитании масс. Однако в разные эпохи деятельности ведущих партий Ахдут ха-авода и МАПАЙ (с1930 г.) активность киббуцников в формировании политики и линии партии менялись, иногда принимая генеральную линию партии, иногда требуя её пересмотра. Часто киббуцники участвовали в деятельности партии как отдельные личности. Но нередко, даже без организованного кем-то единства мнений, у членов киббуца выявлялись одинаковые позиции по многим вопросам. Это, в первую очередь, вело к утверждению, что киббуц, намеренно или нет, превращается в идеологическую секцию партии и Гистадрута.

После создания партии МАПАЙ, объединившей две относительно небольшие партии в действительно массовое движение, её органы на протяжении почти двух лет привыкали к новым условиям деятельности. В этот период в Объединённом кибуце (ха-киббуц ха-меухад) изменяется взгляд на важность отношений между киббуцом и партией: эти отношения становятся центральным элементом идеологии киббуцного движения. Связь Объединённого киббуца с партией МАПАЙ, непререкаемая верность этой партии, воспринимаются как важнейшие элементы идеологии Объединенного киббуца. Именно члены киббуцов оказались сплоченной группой, имевшей по многим вопросам сформировавшееся мнение и оказывающей значительное влияние на партию. 
Руководство партии высоко оценивало деятельность Объединенного киббуца в поселенческой работе и его инициативу в освоении новых направлений хозяйства, а также его участие в жизни партии и Гистадрута. Во многих сторонах жизни еврейского населения в Эрец Исраэль, там, где требовалась инициатива, преданность национальным интересам и увлечённость делом, как, например, в поселенческой работе и обороне, Объединенный киббуц был ударным отрядом в выполнении заданий партии и Гистадрута.

Наступил период, когда по словам Йаэль Ишай, участие членов Объединенного киббуца в деятельности партии в области идеологии, например, когда он противодействовал принятию соглашения, подписанного Д. Бен-Гурионом и З. Жаботинским, а также вёл борьбу против предложения по разделу Страны Израиля на два государства. Объединенный киббуц даже стал требовать право автономии в поселенческой деятельности и в воспитании детей в соответствии с его идеологией и потребностями.

Назад

 10. Роль киббуца Эйн-Харод в создании вооруженных сил еврейского населения

Коллективные и целенаправленные действия сионистских организаций и еврейского населения на Святой Земле вызвали противодействие арабского населения, которое сначала стихийно, затем все более организовано стало оказывать сопротивление массовому возвращению евреев и поселению их на земле предков. Руководители еврейского населения часто вынуждены были, отложив все насущные проблемы заселения, обеспечения работой, поиска средств для покупки земли и поддержки безработных, заниматься вооруженной защ итой евреев и плодов их самоотверженного труда от арабского террора.

Именно нападение арабских банд на поселение Кфар-Гилъади привело к гибели Йосефа Трумпельдора в 1920 г. и объединению его последователей в Рабочий полк, названный его именем. Нападение арабов в 1921 году на еврейские поселения и еврейские кварталы в Иерусалиме, Яффо и Хайфе привели к формированию отрядов еврейской самообороны, названной Хаганой. Однако, если до середины тридцатых годов нападения арабов на евреев носили чаще всего стихийный характер, против которого были найдены меры противодействия, то во время так называемого “арабского восстания” в 1936-1939 годах  арабы изменили тактику. Они организовывали банды, которые нападали внезапно, часто из засады, на  рабочих в поле, на транспорт на дороге, на случайных прохожих.

Еврейская самооборона, также как и британская полиция далеко не сразу нашли методы борьбы с арабскими бандами. Полиция организовала массовую мобилизацию еврейской молодежи и тысячи евреев получили таким образом свой первый боевой опыт. Хагана создала немногочисленные, но хорошо тренированные подвижные отряды, снабженные транспортными средствами, которые устраивали засады арабским бандам. До этого инициатива нападения была в руках арабов.

Таким образом, впервые в истории еврейсих поселений, евреи перешли от пассивной обороны к наступательной тактике на территории арабских сел и городов. Киббуц Эйн-Харод служил одной из баз Хаганы, там формировались подвижные отряды, оттуда они выходили в ночные рейды.

Руководил ими Ицхак Саде (Ландоберг), один из ближайших сподвижников Трумпельдора в организации Ха-халуц в России, 
служивший в русской армии во время первой мировой войны, затем принимавший участие в гражданской войне в рядах Красной армии. Вместе с Менахемом Элькиндом и Йехудой Альмогом (Копелевичем) Ицхак Саде стоял во главе Рабочего батальона. Проф. Анита Шапиро пишет, что в 30-х годах Хагана представляла собой лишь федерацию групп охраны, организованных каждым поселением. По сравнению с Хаганой, подвижные отряды были централизованы, и воинов стали мобилизовывать на постоянную службу, а не только по мере надобности, как было прежде. В 1941 г. Саде стал организатором и первым командиром ПАЛЬМАХа.

Члены этого киббуца стали первыми солдатами ПАЛЬМАХа. Поэт Зрубавель Гильад, выросший в киббуце, составил гимн ПАЛЬМАХа.

Огромное влияние на членов Хаганы оказал английский офицер Чарльс Орд Вингейт, потомок шотландского рода военных, который будучи протестантом верил в необходимость возвращения евреев на землю предков. Он создал легальные ночные отряды для защиты линии нефтепровода Ирак-Хайфа от диверсий арабских банд и мобилизовал в них воинов из нелегальных отрядов Хаганы. Штаб капитана Вингейта находился в киббуце Эйн-Харод, он являлся базой для легальных ночных отрядов. Чарльс Орд Вингейт был талантливым военным и учителем, под его командованием евреи прошли отличную школу военной теории и практики. Его влияние на руководство Хаганы и на подчиненных было огромным. Многие из его учеников стали первыми командирами Хаганы и Армии обороны Израиля, среди них был и Моше Даян.

С усилением антиеврейской политики правительства Британского мандата Вингейт был переведен в Эфиопию с записью в личном деле, что ему запрещено появляться на Святой Земле. На новом месте он быстро дошел до ранга генерала и погиб там в авиационной катастрофе. Ему посвящен особый раздел в музее, называемом "Бейт Штурман", расположенном ныне между двумя смежными киббуцами.

Этот же киббуц служил исходной точкой для основания новых поселений, вернее забора и башни, возведенных за одну ночь. По турецким законам поселение имело право на существование, если при его обнаружении оно было обнесено стеной или забором и на его территории была башня. 

В 1940 г. 39 членов этого киббуца записались добровольцами  в Еврейскую бригаду. 29 июня 1946 г., в черную субботу, были арестованы 300 членов киббуца и часть их оставалась в заключении значительное время.
Назад

 11. Раскол киббуца Эйн-Харод на два

Раскол Объединённого киббуца в 1952 г. произошел вследствие  идейных и партийных споров, ожесточившихся во время Второй мировой войны и приведших к разрыву после провозглашения независимого еврейского государства. Важно подчеркнуть, что  разногласия возникли на фоне холодной войны, враждебных отношений между Западными странами и Восточным блоком, а также противоречий в международном рабочем движении между фракциями социал-демократов и Коминтерном в связи с их отношением к антисионистской и антисемитской деятельности советских и просоветских организаций в последние годы жизни Сталина.

Члены партии МАПАЙ в киббуце Эйн-Харод были против ориентации большинства членов киббуца на партию МАПАМ, а затем и Ахдут Ха-авода, очень положительно оценивавших происходившее в Советском Союзе и его внешнюю политику 1940 - 1950 годов. Недовольство охватило все поселения Объединённого киббуца и привело к расколу и выделению несогласных в другой союз киббуцов, получивший название "Объединение групп и киббуцов".

В Объединенный киббуц перед его расколом входило 78 поселений. Сразу после раскола его оставило 21 поселение и два поселения перешли через два года. Они перешли в полном составе. 4 поселения, и, прежде всего, киббуц Эйн-Харод, разделились.

Эти разделы носили очень напряжённый характер, сопровождались вызовами полиции и вмешательством судебных инстанций. В Объединённом киббуце осталось 51 поселение.
Раздел в киббуце Эйн-Харод продолжался четыре года и закончился соглашением только в июле 1955 г.

Согласно соглашениям, существовавшие поселения при разделе остались в руках большей части единомышленников из числа членов киббуца. Меньшая часть членов киббуца, несогласная с большинством, покинула обжитые места и была вынуждена создать новое поселение. Однако земли и водные рессурсы каждого киббуца были поделены поровну между старым и новым поселением, вне зависимости от соотношения членов в разделившихся группах. Все прочее состояние киббуцов было поделено в соответствии с числом членов в каждой группе.

Так в 1954 г. появилось два самостоятельных и независимых друг от друга киббуца-соседа под одним и тем же историеским названием Эйн-Харод, которые различются только п о вторичному признаку. Один из них остался на прежнем месте, относится к прежнему объединению и называется с тех пор “объединенный” (меухад), а второй, выросший тогда и находящийся поблизости от первого, является частью движения "Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим" (Объединение групп и киббуцов), сокращённо "ихуд".

Тот раздел был очень болезненным, однако уже давно между ними существуют добрососедские отношения, тем более что и партий с теми названиями, из-за которых разгорелся спор давно уже не существует

                        




Эта статья была опубликована в сборнике:


Русское еврейство в зарубежье. Том 14
Научный руководитель Михаил Пархомовский

Идемте же отстром стены Йурушалаима
Евреи из России в Эрец-Исраэль и государстве Израиль

Книга 2. Они создавали историю

Редактор-составитель Рена Пархомовская
Иерусалим
2006



Назад