"Обложка книги "По стопам Иисуса на Свтой земле"
Нажать для увеличения
About-Holy Land.com
Jesus in Holy Land

Владимир Цывкин 

рассказывает на этой странице о  

восьмой главе своей книги:

"По стопам Иисуса на Святой Земле"

Жители Израиля могут купить книгу "По стопам Иисуса на
Св. Земле"
(формат 170х245, 544 с., 258 ч\белых илл., качеств. бум., твердый перепл) прислав чек на 95 шек. (книга + почта) на имя Tsivkin Vladimir по адресу:
P.O.Box 45673 Haifa 31456

Тем, кто проживает вне Израиля - прислать чек на 37$
Можно так же перевести
37 wmz с помощью WebMoney
на кошелёк Z169758206577
WMID 266180741016

Книга будет выслана заказной бандеролью в течение недели.

Главная Предисловие Введение Содержание Рецензии

ИИСУС ХРИСТОС (ЙЕШУ) В ГАЛИЛЕЕ

 VIII-1. Галилея в жизни Иисуса 

VIII-2. История евреев Галилеи 

VIII-2а. Евреи Галилеи перед зарождением христианства
              и в первые века его существования 

VIII-2б. Особенности еврейского населения Галилеи 

VIII-2в. Синагоги евреев Галилеи в различные периоды истории

VIII-2г. Трудности датировки древних строений в Галилее 

VIII-3. Кфар-Кана (селение Кана) в христианстве 

VIII-3а. Кфар-Кана и происшедшее здесь чудо 
              (превращение воды в вино на свадьбе)

VIII-3б. Францисканская церковь в селении Кана 

VIII-3в. Православная церковь в селении Кана 

VIII-4. Гора Тавор в христианстве 

VIII-4а. Чудо Преображения и место, где оно произошло 

VIII-4б. Гора Тавор и ее история 

VIII-4в. Францисканская церквь в честь чуда Преображения на 
               горе Тавор 

VIII-4г. Православная церковь в честь чуда Преображения на горе  
              Тавор



 Глава VIII.
Иисус Христос (Йешу) в Галилее


 VIII-1. Галилея в жизни Иисуса

 С Галилеей связана почти вся жизнь Иисуса. Он жил здесь до Крещения, да и после этого переворота большая часть его деятельности прошла на побережье Киннерета (Галилейского моря). В Иерусалиме, несмотря на незначительное время, проведенное Иисусом в этом городе, свершилось подавляющее число тех событий, которым христианство придает самое важное значение. К ним прежде всего относятся встреча его как Мессии (въезд в Иерусалим на осле), страдания его (во время издевательств над ним после ареста, по пути с крестом к Голгофе и распятие), Воскресение, явление его последователям и Вознесение.

Галилея же считалась связанной с земной, повседневной жизнью Иисуса, которой первые христиане придавали меньшее значение, чем судьбоносным событиям, происшедшим в Иерусалиме. Поэтому места, связанные с жизнью и деятельностью Иисуса в Галилее, стали считаться святыми значительно позднее мест, находящихся в Иерусалиме. Даже после признания их важности и святости паломничество к ним было сопряжено с многими дополнительными трудностями, такими, как отсутствие дорог и опасности по пути к ним, и они посещались намного меньше, чем святые места в Иерусалиме.1

Э. Ренан пишет, ссылаясь на Иосифа Флавия: "За исключением Тивериады (Тверии - В. Ц.), построенной в римском стиле Антипой в честь императора Тиверия (в 18--20 годах н.э.), в Галилее не было больших городов, несмотря на то что она была густо заселена.

Галилея была усеяна маленькими городами и большими селеними, земля повсюду отлично обработана". В 1987 г. вышла книга "Синагоги Галилеи и Голан", в которой приведен обзор всех следов синагог, сохранившихся в различных селениях Галилеи, и исследований, связанных с ними. Цви Илан, автор обзора, сообщает о 92 синагогах, которые были возведены уже после разрушения Иерусалима и Храма римлянами.2
В середине XIX века, когда Эрнест Ренан путешествовал по Святой Земле, было известно только о малой части поселений и синагог, исследованных ныне. Однако и то, что он видел, позволило ему представить прошлое Галилеи. "По развалинам, оставшимся здесь от прежнего блеска, видно, что жители ее занимались земледелием, но не были одарены художественным чутьем, мало заботились о роскоши... Страна изобиловала свежей водой и плодами; виноградники и смоковницы осеняли своей тенью большие фермы; сады состояли из яблонь, орешника и гранатовых деревьев. Вино было превосходное, если судить по тому, которое ныне евреи выделывают в Сафеде (Цфате - В.Ц.), и его пили в большом количестве" (Мф 9:17; 11:19; Мк 2:22; Лк 5:37; 7:34; Ин 2:3).3

Э. Ренан скончался еще в XIX веке, и за прошедшее столетие, особенно после возрождения независимого еврейского государства, многое изменилось в понимании той эпохи. Обнаружено множество новых документов древности, появились разнообразные исследования древних источников. Удачливые археологи вскрыли следы многих древних сооружений и предметов материальной культуры, которые можно видеть в десятках новых музеев. Историки и философы, проанализировав заново давно известные данные совместно с новыми, пришли во многих, казалось бы, мелких вопросах к оригинальным выводам, которые все вместе повлияли на общую картину жизни и культуры населения Святой Земли в первые века нашего летосчисления. Пересмотрен подход к составу населения Галилеи перед восстанием против Рима и после него, его отношение к религии и к законодателям в Иерусалиме, учтены изменения в количестве и социальном составе евреев Галилеи, той среды, в которой вырос и действовал главный кумир христианства. 4
Назад
 VIII-2. История евреев Галилеи

а. Евреи Галилеи перед зарождением христианства и в первые века его существования
Галилея была присоединена к еврейскому государству относительно поздно. Первые сведения об евреях Галилеи появляются со времени восстания Хасмонеев (Маккавеев) около 160 г. до н.э., однако только через триста лет, после подавления восстания Бар-Кохбы в 135 г., эта область становится центром еврейского населения Святой Земли и его духовной жизни. Состав населения и число евреев, проживавших там до этого присоединения, до сих пор являются спорными вопросами среди ученых. Однако все специалисты согласны в том, что сколько бы их ни было, вклад той части населения в решение государственных и культурных проблем всего народа во времена Второго Храма (536 г. до н.э. -- 70 г. н.э.) был незначительным.

В период между восстаниями 67 и 133 годов евреи Галилеи тоже проявляли активность, и после установления восточной границы Римской империи с Персией по реке Ефрат император Адриан уделил внимание этому району и содействовал эллинизации его, в первую очередь городов Ципори и Тверии. Археологические находки подтверждают, что римские власти заботились в этот период о прокладке дорог и устройстве лагерей (около Мегидо и в районе Тират-Цви на юге долины Бейт-Шеан) для воинских подразделений.

Проф. Йорам Цафрир считает, что именно массированное присутствие римских войск в Галилее (шестой легион), а возможно, и жестокие наказания, были причиной малого участия евреев Галилеи в восстании Бар-Кохбы.5
Иудея, на территории которой происходили основные действия восставших под руководством Бар-Кохбы, после подавления возмущения лежала в развалинах, многие районы ее стали безлюдными. Массы еврейского населения Иудеи покинули свои села и города и переселились в Галилею. Туда же переместились и общественно-политические учреждения - синедрион ("санхедрин"), являвшийся центром духовного творчества и редактирования национального наследия, и президент ("наси"), вместе с его окружением.6

Тогда Галилея впервые стала центром национальной и религиозной жизни еврейского народа. Она продолжала занимать важное положение в жизни евреев до тех пор, пока еврейское население не покинуло Святую Землю. Именно здесь существовали последние селения евреев, именно здесь проживало то небольшое число еврейских семейств, которые никогда не покидали землю отцов и сохранились до наших дней.

Несколько поколений современных исследователей не могли прийти к согласию относительно образа жизни еврейского населения Галилеи до того, как туда переместился центр духовного творчества народа.


Назад
 VIII-2б. Особенности еврейского населения Галилеи

 Вопросы, связанные с еврейским населением Галилеи во времена Второго Храма, его связями с центрами государственного, военного и культурного влияния, его религиозным и культурным обликом, являются сложной и запутанной проблемой. К ней относятся также вопросы истории евреев в годы, предшествовавшие восстанию 66 г., во время этого восстания и после него. Разногласия в среде исследователей распространяются также на общую историю, особенно касающуюся вопросов формирования христианства, так как есть специалисты, которые объясняют возникновение христианства характером еврейского населения в Галилее. Однако эта проблема совсем не исчерпывается шестьюдесятью-семьюдесятью годами от дней разрушения Второго Храма до подавления восстания Бар-Кохбы.

Протестантские и католические исследователи библейских времен, жившие в середине XIX и начале XX века, среди которых были многие известные ученые, преимущественно археологи-монахи, стали объяснять возникновение христианства как следствие невысокого культурного уровня населения Галилеи и отсутствия религиозного рвения. Они стали утверждать, что евреи Галилеи являлись простым людом, далеким от религии, чуждым еврейской культуре. В этом подходе есть, безусловно, элемент апологии, то есть стремление защитить, оправдать и восхвалить все, что так или иначе относилось к христианству. Протестантские ученые стремились представить Иисуса Христа реформатором, старавшимся помочь евреям Галилеи, которыми пренебрегали руководители народа того периода (фарисеи-прушим). Еврейские историки, такие как Й. Клаузнер, С. Барон, А. Бейхлер, современные тем исследователям, согласились с представленной выше оценкой еврейского населения Галилеи и следовали ей в своих сочинениях.
Обнаружение дополнительных документов, а также новый комплексный подход ко всем древним источникам позволили еврейским исследователям последней трети XX века прийти к заключению, что перед разрушением Второго Храма евреи Галилеи мало чем отличались от евреев, проживавших в других районах Страны Израиля. Они жили в соответствии с толкованиями законов мудрецами-прушим (фарисеями), соблюдали обязанности по свершению богоугодных дел (мицвот) и изучали Тору (Пятикнижие Моисеево) точно так же, как и евреи Иудеи, и не отличались особым образом жизни. Такое положение сохранялось и после разгрома Иерусалима, когда центр национальной жизни переместился в город Йавне.7

Только после выяснения истинной ситуации тех времен большинство ученых Израиля и других стран отказалось от подхода к евреям Галилеи, принятого апологетами христианства. Это различие взглядов объективных научных кругов и кругов, связанных с идеологами христианской Церкви, проявилось прежде всего в отношении к синагогам Галилеи. Исследователи выявили, что в период Второго Храма еврейское население Галилеи было тесно связано с духовным и административным центром в Иерусалиме. Множество сохранившихся свидетельств касаются их паломничества в столицу и выполнения предписаний, касавшихся Храма, среди которых прежде всего необходимо отметить передачу десятины в Храм и тщательное соблюдение законов религиозной чистоты. Из этого не следует, что все евреи Галилеи в последние столетия еврейской автономии (то есть при власти царей Хасмонейской династии, Ирода, его наследников, и римских прокураторов) были очень религиозны и выполняли полный комплекс требований религии. Однако большинство из них соблюдало все религиозные запреты и предписания.

Разрушение Второго Храма, считавшегося местом пребывания самого Бога, поставило евреев перед необходимостью найти замену всем традициям и церемониям, связанным с ним. Новый духовный центр евреев, возникший в Йавне и опиравшийся на мудрецов (фарисеев), сумел подчеркнуть важность изучения Торы и зафиксировать это в ранее не известной традиции. Это новое отношение к Торе проявлялось и среди евреев Галилеи, особенно после восстания Бар-Кохбы, когда большая часть еврейского населения Святой Земли проживала именно там.
Назад
 VIII-2в. Синагоги евреев Галилеи в различные периоды истории

Очень многие христиане, число которых растет, хотели бы видеть воочию все места, связанные с Иисусом, в частности, те синагоги, которые посещал основатель их религии. Поэтому понятен тот интерес, который проявили исследователи к следам древних синагог Галилеи первых столетий развития христианства, раскопанных в течение последних двух веков.

Однако только в последней четверти XX века многие ученые пришли к заключению, что обнаруженные следы древних синагог свидетельствуют об их возведении уже после смерти легендарного Учителя. Их датировали второй половиной II столетия и началом III века, временем правления римских императоров из династий Антонинов и Северов, когда существовали нормальные отношения между римскими властями и еврейским населением, когда еврейские селения Галилеи процветали.

Древние восточные храмы считались местом обитания либо единого Бога (в Иерусалиме), либо одного из коалиции божеств (в Вавилоне, Афинах, Риме и других городах). Поэтому храмы строились небольшими, и в них допускались только жрецы, правители и продворные, а все остальные верующие собирались на площади перед главным фасадом сооружения, декорированным с большой пышностью - такова была мода в архитектуре древних народов Востока. И в иерусалимском Храме, и в греческих и римских храмах этот принцип сохранялся.

Синагоги евреи стали строить задолго до разрушения Храма в Иерусалиме, они часто назывались "малыми храмами" и не считались местом обитания Всевышнего. Синагоги переняли архитектуру культовых сооружений той эпохи. Наиболее пышным элементом синагог оставался фасад, хотя все богослужения проходили уже внутри помещения. После разрушения Храма синагоги стали центром религиозной и общественной жизни евреев. Они строились в каждом еврейском поселении. Культовая деятельность при Храме была преобразована в изучение Торы в синагогах. Значительные изменения произошли и в укладе жизни каждого еврея. В Галилее этот перелом совершился лишь по прошествии более ста лет после событий, связанных с Иисусом Христом. Только со времени признания христианства государственной религией в Римской империи и начала массового строительства церквей изменился подход к архитектуре и интерьеру культовых сооружений. Они стали больше по размерам, их внутреннее украшение стало богаче и пышнее. Параллельно с новым архитектурным стилем изменился также внешний вид и интерьер синагог.

В середине XX века синагоги Галилеи принято было делить по архитектурным особенностям на три группы: ранние, поздние и промежуточные. В последнее время, в результате археологических раскопок, выявлено значительное число несоответствий архитектурных особенностей древних сооружений с этой классификацией. Тем не менее другого принципа систематизации архитектурных особенностей былых синагог в этом районе пока не найдено. Поэтому рассмотрим данные в свете прежней теории.

К ранним синагогам относили те, которые были возведены из монументальных камней, имели красивый фасад, и украшены резьбой по камню, по-видимому, внутри зданий. Крыша опиралась на ряды колонн, в большинстве случаев три ряда, которые стояли параллельно трем стенам и образовывали букву "П". Центральный фасад синагог был обращен в сторону Иерусалима, имел три входа и был наиболее пышной частью здания. Молились тогда, как и сейчас, в направлении Иерусалима, поэтому, войдя в помещение, верующие должны были поворачиваться ко входу. Эти синагоги считались построенными во II-III веках, и к ним причисляли около 30 следов зданий в Галилее и около 20 на Голанах.
Наиболее интересные из них -- это синагоги в Кфар-Нахуме (Капернауме), Коразине, Бараме и Гуш-Халаве. К поздним синагогам относили те, которые имели более скромный внешний вид и план которых напоминал базилику. Пол в них украшен цветной и богатой мозаикой, напротив входа имелась апсида, направленнная к Иерусалиму, и в ней устанавливались подмостки и арон ха-кодеш (ларец для хранения священных рукописей). Их датировали V--VII веками, и наиболее интересные из синагог этого типа обнаружены в Бейт-Альфе, Хамат-Гадере, Бейт-Шеане и Азе (Газе).

Промежуточные синагоги, которые относили к IV веку, обладали чертами как ранних, так и поздних синагог, и не имели единого плана. К ним причисляли синагоги в Хамат Тверия, Бейт-Шеарим и Арбеле. Следы раскопанных синагог, однако, не поддаются точной хронологической классификации. Даты их постройки и ремонтов очень проблематичны, так как евреи редко датировали надписи внутри синагог: среди примерно 150 обнаруженных надписей на иврите, арамейском и греческом языках только единицы отмечают время каких-либо событий. Не оправдавшая себя типология основывалась преимущественно на данных синагоги в Кфар-Нахуме, которую сочли образцовой для синагог Галилеи и которую по последним исследованиям относят к VI веку.9

Йорам Цафрир, профессор археологии Иерусалимского университета, а затем глава Национальной библиотеки в Иерусалиме, оказался первым, кто поставил вопрос, действительно ли такое деление совпадает с результатами раскопок или же оно основано только на анализе и трактовке исторических документов? Так, например, расцвет Бейт-Шеарим, наступивший, согласно источникам, непосредственно после подавления восстания Бар-Кохбы, не подтверждается результатами археологических раскопок. Нет сомнений в том, что евреи жили в Галилее во время этого восстания, однако подтверж-дений тому на базе археологических раскопок до сих пор не обнаружено ни в Кфар-Нахуме, ни в Коразине.10 Джуди Магнес, профессор археологии одного из университетов США, в своей работе "Когда же построены синагоги Галилеи?" нанесла сокрушительный удар по теории деления синагог на три группы. Время постройки и функционирования синагог Галилеи, в частности синагоги в Кфар-Нахуме, можно отнести к II-III векам на основании архитектуры, типа строительства и искусства, которые были подобны римским сооружениям, распространеным в Сирии и Малой Азии в тот период.

Джуди Магнес отмечает, что это утверждение верно, но недостаточно для заключения о времени постройки синагог, так как этот стиль продолжал использоваться еще многие столетия, что можно видеть на примерах построек в селениях Северной Сирии.11

В Кфар-Нахуме францисканцы обнаружили, кроме синагоги, следы селения. Дома в нем были маленькими и простыми, не идущими ни в какое сравнение с великолепием синагоги. Их планировка почти не менялась на протяжении веков. Удивление исследователей вызывает сохранность этих жилых сооружений на протяжении с I века и до V-VI веков, словно не было вокруг ни восстаний, ни их подавления. Такое же впечатление производят и результаты раскопок в двух других древних селениях -- Мерот и Хурват Шама, к западу от Мерот. В каждом из них раскопаны синагога и жилые дома, однако в них также не найдено следов потрясений, которые напоминали бы о войнах и сражениях. Строительство синагоги в Мерот отнесли к 280 г. н.э. В селении Мигдал обнаружено здание синагоги периода Второго Храма, которое во II веке стало использоваться для других целей.
Назад

 VIII-2
г. Трудности датировки строительства в Галилее

Результаты археологических раскопок в Галилее часто не дают возможности определить дату строительства и время существования обнаруженных сооружений. Это объясняется не столько скудостью находок, сколько тем, что следы строений, относящиеся к разным историческим эпохам, находятся в одном и том же слое земли.

Нет в Галилее раскопок, в которых, как в Трое (где найдено 12 слоев, каждый из которых относится к различной эпохе), имелось бы четкое разделение между слоями разных исторических периодов. Так, Зеэв Йавин, профессор археологии Иерусалимского университета, отметил, что Коразин и другие селения, где он проводил раскопки, были разрушены и восстановлены неоднократно, однако невозможно точно установить к какому же веку относятся следы синагоги в период расцвета ее истории: ко II, III или IV веку.12

Илл. 8/2г-1: Стратиграфия Трои (по Дерпфельду)

Зеэв Йавин также считает, что наиболее раннее здание синагоги в Коразине было разрушено до восстания Бар-Кохбы. Обнаруженные следы значительных ремонтных работ в синагоге после ее разрушения повествуют о следующем этапе ее существования. Стиль более древней постройки свидетельствует об эпохе расцвета еврейского поселения Галилеи. Однако все эти данные не могут помочь в установлении даты ее постройки. Чтобы получить дополнительную информацию для выяснения периода функционирования той синагоги, разобрали часть напольного настила и под ним немного продолжили раскопки, но и это не помогло.

Только в последнее время израильские специалисты согласились с францисканцами, которые, в основном на базе нумизматики, найдя монету 474 г., датировали синагогу в Кфар-Нахуме IV и V веками, и даже еще далее отодвинули время ее функционирования.

Коразин и несколько других селений, в которых провели археологические исследования, разрушались и восстанавливались несколько раз. Однако все развалины лежат там на одном уровне, в одном слое, поэтому следы каждой из тех эпох, не имеющие
каких-либо отличий, невозможно различить. Можно понять археологов, копавших в Галилее, которые завидуют тем, кто проводил раскопки на холмах, где каждая эпоха оставила свой слой, и там с легкостью можно видеть четкий конец одного периода и начало нового.

Для того чтобы выявить последовательность этапов древнего строительства, ремонтных работ и переделок, производили анализ конструкции отдельных зданий и применяли приемы исторической геологии (стратиграфии). Однако и это мало помогало. Обнаружив следы разрушения, невозможно было найти что-либо, что помогло бы понять причины и время такого события. Это часто приводило археологов в замешательство при необходимости связать исторические письменные свидетельства и обнаруженные следы минувших эпох.13

Особенно затрудняло исследование то, что селения Галилеи не имели продуманного плана и оборонительного значения, а носили житейский, хаотически распространявшийся тип строительства. Сооружения чаще всего не имели монументального, общественного характера. Начало возведения или разрушение и последующее строительство на том же месте не имеют четкого выражения.14

Моше Фишер, досконально исследовавший архитектуру синагоги в Кфар-Нахуме, считает, что ее богатое архитектурное украшение (особенно капитель колонны, выполненная в коринфском стиле) может служить серьезным основанием для установления даты ее постройки.15 Однако, несмотря на верность этого утверждения в общем, как и того, что архитектурные украшения являются неотъемлемой частью любого здания, такие общие истины, как и капитель, трудно связать с конкретным временем строительства.

Независимо от того, какая группа исследователей права в споре относительно связи архитектурных особенностей с конкретным временем, все ученые согласны в том, что обнаруженные синагоги были возведены значительно позднее событий, связанных с деятельностью Иисуса. Спор же касается вопроса: сколько столетий прошло после тех событий, прежде чем синагоги были возведены?
Назад

 VIII-3. Кфар-Кана (селение Кана) в христианстве


а. Кфар-Кана и происшедшее здесь чудо (превращение воды в вино на свадьбе)

Селение на месте евангельской Каны Галилейской и ныне называется Кфар-Кана. Здесь Христос впервые проявил способность творить чудеса, превратив на свадебном торжестве простую воду в вино. Кфар-Кана лежит в 7 км от древнего Нацерета (Назарета) по пути в Тверию (Тивериаду). Это было небольшое селение у подножия гор, обрамляющих долину, в двух или двух с половиной часах езды на осле от Нацерета.

Однако после создания государства Израиль рядом с древним Нацеретом, называемым сейчас Нижним Нацеретом, вырос новый город - Верхний Нацерет. Ныне границы его вплотную подошли к Кфар-Кане.

В Кфар-Кане, согласно традиции, некоторое время проживала Мария, мать Иисуса, после того, как покинула Нацерет. Многие исследователи считают правдоподобным переселение Марии сюда после смерти Иосифа, так как без него она могла чувствовать себя в Нацерете чужой.

По всей видимости, Иосиф скончался прежде, чем Иисус проявил себя в общественной деятельности, поэтому нередко его называли сыном Марии (Мк 6:3). Ренан предполагает, что Иисус прожил в этом селении некоторое время, может быть, в нем прошла часть его юности, и здесь он впервые проявил себя и свои необыкновенные способности. Здесь Иисус занимался ремеслом своего отца, был плотником или каменщиком, и это была уважаемая профессия в народе. Сведения о жизни и деятельности Иисуса дошли до нас в виде коротких сообщений евангелий, разбросанных во времени и по территории Страны Израиля, без точной хронологии.16

В Кфар-Кане началась общественная деятельность Иисуса, здесь он совершил свое первое чудо -- превращение воды в вино. Это событие описано в Евангелии от Иоанна (Ин 2:1-11; 1:45-48; 4:46-54), и мы о нем уже говорили, когда рассматривали вопрос взаимоотношений Марии Богоматери и ее сына. Чудо произошло во время свадьбы, когда Иисус, по просьбе матери, дал указание наполнить водой шесть каменных сосудов, которые на русском языке часто называют водоносами. Когда же затем отведали содержимое этих сосудов, оно оказалось великолепным вином.

Илл. 8/3а-1: Чудо превращения воды в вино в искусстве
Исследователи XIX века видели в этом чуде параллель с чудесами Моисея: как Моисей даровал своему народу манну небесную и воду (Исх 17; Числ 20), так Иисус накормил массы голодных хлебом и напоил вином. Считается также , что существует связь между этим чудом и евхаристией. "Как прообраз евхаристии, - пишет Д. Штраус, - первых трех евангелистов удовлетворяло чудесное насыщение хлебом, тем более что у них имеется еще особый рассказ об учреждении евхаристии, в котором фигурирует второй элемент евхаристии - вино. Но четвертый евангелист... рассказ о насыщении хлебом решил дополнить рассказом об утолении жажды народа при помощи второго элемента евхаристии - вина".17

Несмотря на то что это была обычная еврейская свадьба, христианская традиция стала видеть в ней образец создания семьи. "Женихом на той свадьбе, по одному из преданий, был Симон Зилот - будущий апостол, но, согласно философской экзегетике, понятие 'жених', - пишет С. Баландин, - здесь берется гораздо шире, чем конкретный человек. Христианские богословы находят в этом чуде глубокий мистический смысл. Аллегория жениха и невесты символизирует союз Христа со Своею Церковью. Здесь, среди свадебного праздника, дал Он людям 'новое вино', открывающее Новый Завет".18

На юге селения до сих пор бьет родник, который в древности служил единственным источником воды в этом населенном пункте. Христиане, особенно паломники, всегда почитали его, так как считали, что именно из него принесли воду в те каменные кувшины, в которых произошло знаменитое чудо.19

В Кане произошло также чудо исцеления сына некоего царедворца, по-видимому, служившего при дворе властителя в прошлом. Мальчик "был при смерти" и лежал в Кфар- Нахуме. Придворный прибыл в Кану с просьбой вылечить сына. "Вернись домой, - сказал ему исцелитель, -- сын твой здоров". Еще по дороге домой царедворецу сообщили, что выздоровление свершилось "вчера в седьмом часу", именно во время их разговора. "И уверовал сам и весь дом его" (Ин 4:46-53). Здесь проживал также один из апостолов, Натаниэль - "Нафанаил из Каны Галилейской" (Ин 21:2). Отцы Церкви придавали важное значение происшедшему в Кане.
Назад
 VIII-3б. Францисканская церковь в селении Кана

 В память свершения первого чуда, особенно почитаемого христианами, в Кфар-Кане уже при византийцах была возведена большая церковь (40 х 20 м). Здесь же строили церкви и при крестоносцах, и в XIX веке. Служители церкви утверждают, что она стоит на том самом месте, где справляли свадьбу во дни Иисуса. Однако раскопанная на этом месте надпись на арамейском языке свидетельствует, что первую церковь на этом месте в византийский период построили на месте древней синагоги, а не жилого дома. К синаго- ге, по-видимому, относился и древний колодец, сохранившийся в крипте. Кроме надпи- си, там обнаружены мозаики и архитектурные элементы древнего сооружения.20 Следы стен, обнаруженных в Кфар-Кане, свидетельствуют о церквях, стоявших здесь при византийцах и при крестоносцах. Ряд колонн посредине зала, делил эти церкви на две равные половины. Правый придел почитался местом, где стояли каменные сосуды для хранения воды.

Илл. 8/3б-1: План церкви францисканцев, наложенный на план более древних церквей:
1. Следы стены времен византийцев.
2. Следы стен и столбов времен крестоносцев.
3. План церкви францисканцев.
4. Ступени, ведушие в крипту.

Илл. 8/3б-2: Фасад церкви францисканцев

Две надвратные колокольни францисканской церкви символизируют жениха и невесту, тогда как центральный купол воплощает семью как единое целое после свадьбы. Красные купола этой церкви видны издалека.21 В крипте, пол которой находится на том же уровне как и в евангельские временам, стояли тогда, согласно традиции, сосуды связанные с чудом. Там и сейчас показывают образец каменного сосуда для хранения воды, которую приносили в глиняных кувшинах из естественного источника. Перед алтарем церкви стоит глиняный кувшин, который является копией кувшина, находящегося в церкви, посвященной св. Урсуле в городе Кельн, и считающегося одним из тех шести кувшинов, в которых произошло чудо превращения воды в вино.22

Нынешняя церковь воздвигнута францисканцами в 1879 г. "в честь свадьбы". Большая часть ее построена на месте южной половины средневековой церкви без предварительного обследования этих развалин. Во главе местного монастыря стоял монах из Австрии, и в качестве образца для нового здания он взял план церкви в Зальцбурге, города, в котором родился. Интерьер церкви украшен росписями на тему свадьбы.
 Назад

 VIII-3в. Православная церковь в селении Кана

 Однако свадьбе, описанной в Евангелии от Иоанна, и чуду, происшедшему на ней, посвящена не только францисканская церковь, но и православная церковь в этом селении, и ее служители, как и францисканские монахи, верят, что свадьба и чудо произошли именно на том месте, которое принадлежит им. Впервые церковь на этом месте была построена в 1556 г., однако ее здание некоторое время служило мечетью. Эта церковь была восстановлена в 1886 г.23

Православная греческая церковь в Кфар-Кана в честь св. Георгия была построена в последние годы XIX века на средства Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Поэтому иконы в иконостасе русские и две из них (крайние) посвящены почетным председателям этого Общества. На правых (южных) дверях размещена икона с изображением великого князя Сергея, сына императора Александра II, а на левых (северных) дверях -- икона с изображением великой княгини Елисаветы, родной сестры императрицы Александры Федоровны, жены Николая II.24

В православной церкви, как и во францисканской, показывают каменные сосуды, вода в которых превратилась в вино. Это две большие емкости, выдолбленные из монолитного камня и мало напоминающие огромные кувшины.
"В доме пирующих, по словам евангелиста, стояло шесть каменных водоносов, - пишет Д. Штраус, - 'по обычаю очищения Иудейского', то есть для омовения рук перед всякой трапезой (Мф 15:2, Мк 7:2).

Этим водоносам, видимо, приписано символическое значение". Д. Штраус поясняет, что "водоносы вмещали по 2-3 меры (или по 8--12 ведер) каждый и что слуги наполнили их водой 'до верха'. Евангелист, видимо, намекает на то, что Иисус дарует благодать 'от полноты' (Ин 1:16) и что подобно Богу Отцу, он 'не мерою' дарует блага духа своего" (Ин 3:34).25 "Присутствие Иисуса на свадьбе и характер сотворенного Им чуда подчеркивают, - пишет иеромонах Лев, - противоположность между Ним и Иоанном Крестителем: своей суровой жизнью, своей проповедью покаяния Креститель в некотором смысле отворачивается от мира; Иисус приобщается к человеческой радости и освящает ее".26

В отличие от Иоанна Крестителя, который крестил только водой, жил аскетом и пил одну лишь воду (Мф 11:18), Иисус благосклонно относился к еде и потреблению вина. Он сам уподобляет то, что дарует людям, молодому вину, которое не следует вливать в старые или ветхие мехи (Мф 9:17). Проф. И. Иеремиас отмечает, что"виноградная лоза и вино с незапамятных времен были на Востоке символом новой эры".27 Говорят, что православные жители любят приезжать сюда со всех концов Галилеи венчаться.
Назад
 VIII-4. Гора Тавор в христианстве

а. Чудо Преображения и место, где оно произошло

Чудо Преображения является одним из наиболее примечательных событий, происшедших с Иисусом (Мф 17:1-9; Мк 9:2-9; Лк 9:28-36). Этот эпизод описан так: как-то взял Иисус с собой трех наиболее близких учеников Петра (Шимона), Иакова (Йакова) и Иоанна (Йоханана) на высокую гору, и там призошло с ним чудо Преображения его облика во время одной из молитв. "Здесь божественное лицо Его просияло как солнце, Его одеж- ды сделались белыми, как снег, и явились Моисей и Илия, беседуя с Ним о Его предсто- ящих страданиях. Когда устрашенные апостолы пали ниц, послышался глас из облака, осенившего гору: 'Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение; Его послушайте' (Мф 17:1-6)". Это событие, в котором Иисус появляется с двумя другими выдающимися личностями, олицетворявшими собой Закон и Пророчество, подтверждает, по мнению верующих христиан, его особые отношения с Богом. Илл. 8/4а-1: Преображение Иисуса (Юлиус Карольсфельд. Гравюра по дереву) Давид Штраус считает, что именно изображение сияющего лика Моисея стимулировало появление чего-то подобного и у Иисуса. Не сохранилось свидетельств о сиянии лика Иисуса и о том, что, подобно Моисею, Иисус вынужден был прикрывать лицо, чтобы не пугать людей, беседовавших с ним. Однако среди первых христианских теологов были и те, которые решили приписать Иисусу нечто такое, что бы поставило его на один уровень с Моисеем. "Такова, -- считает Д. Штраус, -- история возникновения новозаветного сказания о просветлении, или Преображении Иисуса (Мф 17:1; Мк 9:2; Лк 9:28)".28

Рассказ о Преображении Иисуса во многих деталях напоминает повествование о преображении Моисея на горе Синай (Исх 19; 24:13-18; 31:1-18; 34:29-35). Моисей тоже поднялся -- в обществе трех названных поименно спутников (Исх 24:1, 9), ждал шесть дней (Исх 24:16), лицо его просияло (Исх 34:29), Бог говорил с ним из облака (Исх 34:5). "Очевидно, -- пишет Я. А. Ленцман, -- рассказ о Преображении составлен по образцу, данному в книге Исход. Ведь коль скоро Моисей говорил со Всевышним и преобразился при этом, то Иисус должен был удостоиться еще высших почестей! Вот почему евангелисты добавили замечание о белизне одежды Иисуса, а голос из облака повторил сказанное при Крещении (Мф 3:17)".29 Появление пророка Элияху (Илии) перед пришествием Мессии было необходимо, чтобы заявить об исполнении реченного пророком Малахией (Мал 3:2-3, 4:5). "Однако замечанию, что Илией был Иоанн Креститель, явно противоречит весь эпизод с Преображением, где говорится об Илии, явившемся вместе с Моисеем. Очевидно, эпизод этот вставлен в евангелие позже".30

"Иисус, по-видимому, особенно любил горы. Все важнейшие события его жизни, -- отмечает Э. Ренан, -- происходили на горах: здесь он больше всего вдохновлялся (Мф 5:1; 14:23; Лк 6:12); здесь он вел тайные беседы с древними пророками; здесь он явился своим ученикам после того, как преобразился" (Мф 17:1-9; Мк. 9:2-9; Лк 9:28-36).31 В евангелиях часто повествуется, что Иисус со своими учениками поднимается в горы, но ни одна из этих гор не названа. Говорится просто о "высокой горе" или о "горе", тогда как многие горы в Святой Земле и уж, конечно, гора Тавор, имели названия задолго до рождения Иисуса.

Некоторые исследователи объясняют это тем, что евангелия писались вдалеке от Святой Земли, и писавшие их плохо знали географию описываемых мест. Некоторые ветви протестантов и часть католических исследователей считают, что чудо Преображения свершилось на горе Хермон. Они обосновывают свое мнение тем, что в трех синоптических евангелиях рассказывается о чуде Преображения сразу после повествования о встрече Иисуса с учениками в Кейсарии Филипповой (сегодня это Баниас) у подножия горы Хермон, а также тем, что это чудо произошло во время перехода Иисуса от Киннерета на север, к Кейсарии Филипповой, при этом Тавор оставался далеко к югу. Однако древнейшая христианская традиция связала это чудо с горой Тавор.32

"Иисус, по-видимому, особенно любил горы. Все важнейшие события его жизни, -- отмечает Э. Ренан, -- происходили на горах: здесь он больше всего вдохновлялся (Мф 5:1; 14:23; Лк 6:12); здесь он вел тайные беседы с древними пророками; здесь он явился своим ученикам после того, как преобразился" (Мф 17:1-9; Мк. 9:2-9; Лк 9:28-36).31 В евангелиях часто повествуется, что Иисус со своими учениками поднимается в горы, но ни одна из этих гор не названа. Говорится просто о "высокой горе" или о "горе", тогда как многие горы в Святой Земле и уж, конечно, гора Тавор, имели названия задолго до рождения Иисуса.

Некоторые исследователи объясняют это тем, что евангелия писались вдалеке от Святой Земли, и писавшие их плохо знали географию описываемых мест. Некоторые ветви протестантов и часть католических исследователей считают, что чудо Преображения свершилось на горе Хермон. 
Они обосновывают свое мнение тем, что в трех синоптических евангелиях рассказывается о чуде Преображения сразу после повествования о встрече Иисуса с учениками в Кейсарии Филипповой (сегодня это Баниас) у подножия горы Хермон, а также тем, что это чудо произошло во время перехода Иисуса от Киннерета на север, к Кейсарии Филипповой, при этом Тавор оставался далеко к югу. Однако древнейшая христианская традиция связала это чудо с горой Тавор.32

Сохранилось свидетельство паломника из Бордо, посетившего Святую Землю в 333 г., что при нем считали, будто чудо Преображения произошло на Масличной горе. Евсевий из Кейсарии был первым, кто связал чудо Преображения с горой Тавор. С Евсевием согласился Ориген, а после него и другие авторитетные лица. Затем, как только привязка этого чуда к горе Тавор утвердилась, к этой горе отнесли и дополнительные события, такие как излечение ребенка и встреча праотца Аврахама с Мельхицедеком.

Анри Дидон посвятил подлинности места Преображения Иисуса на Таворе специальное приложение к своему объемному труду (его русский перевод насчитывает 895 страниц). Он пишет, что предание, указывающее на гору Тавор (Фавор) как на подлинное место Преображения Иисуса Христа, восходит к IV веку, и сторонниками его в те времена являлись св. Кирилл, Евсевий Кейсарийский и бл. Иероним. Он же приводит и два основных возражения против этой традиции. Во-первых, "в евангелиях не упоминается о путешествии Иисуса из окрестностей Кейсарии Филипповой в центр Галилеи". Во-вторых, очень вероятно, что во дни жизни Иисуса на горе Тавор существовало поселение.33

О традиции связывать Преображение Иисуса с горой Тавор говорит еще более четко епископ Каприан. "Место Преображения в Евангелии не указано. Мы знаем только, что оно совершилось на горе. В Церкви утвердилось мнение, что эта гора было Фавор. Это мнение в настоящее время вызывает возражение ученых. Фавор представляет собою небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее. В новозаветную эпоху на вершине Фавора (Тавора -- В. Ц.) была крепость, что делало это место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни, в пользу Ермона (Хермона - В. Ц.). Ермон, при большой высоте (ср. 'высокая гора': Мф 17:1, Мк 9:2), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи.

Область Кейсарии Филипповой, где ученики исповедали Учителя Мессию, лежит у подножия Ермона. Приурочению Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею (Мк 9:30) естественно понимать, накануне пути в Иерусалим, как прохождение с севера на юг, не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору. Предлагаемая география не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием".34

Г. Геллей, говоря о месте Преображения, даже не упоминает горы Тавор. Он пишет: "Предполагают, что Преображение Иисуса произошло на горе Ермон (Хермон - В. Ц.), вскоре после Его последнего ухода из Галилеи, примерно около четырех месяцев до Его смерти. Одна из целей Его Преображения заключалась в утверждении веры учеников в божественную природу Иисуса Христа... Помимо того, оно было грандиозным кульминационным свидетельством непосредственно с неба, что Христос был тем Божественным центром, в котором сошлись и завершились все Ветхозаветные пророчества".35

Католики отмечают Преображение Иисуса 6 августа, а православные - 19 августа. Поражает мнение С. Баландина, отметающего без рассуждений все сомнения в истинности традиционного места: "Есть немало критиков, не упускающих возможность прославиться, высказывая сомнение в аутентичности места, и охладить тем самым излишнюю пылкость веры христиан".36

Если бы С. Баландин знал об отношении к этому вопросу католического миссионера А. Дидона, русский перевод книги которого появился за сто лет до его собственного сочинения, и православного епископа Каприана, сочинение которого появилось на русском языке лет за двадцать до его рождения, а также протестантского пастора Г. Геллея, то вряд ли бы его фанатизма хватило на то, чтобы обвинить и их в желании "охладить тем самым излишнюю пылкость веры христиан". Д. Штраус отмечает, что в отличие от синоптических евангелий, в Евангелии от Иоанна ничего не говорится о Преображении Иисуса. Он считает, что отсутствие этого эпизода имеет глубокое теологическое значение: у Иоанна Иисус уже является Богом, поэтому сравнение Бога с Моисеем, несмотря на то что тот считался наиболее выдающимся из пророков, выглядит уже принижением Иисуса-Бога, а потому нежелательно.37
Назад

 VIII-4б.  Гора Тавор и ее история

Эта гора, или зеленеющий холм высотою в 588 м, находится поблизости от Нацерета, к юго-востоку от него. Гора Тавор стоит отдельно, подобно гигантскому пьедесталу, и потому кажется еще выше. Она видна из многих населенных пунктов в окрестностях. Многим она напоминает "стог сена". Склоны горы покрыты деревьями и кустарниками, среди которых выделяются дуб, орешник, олеандр и мирт. Илл.

8/4б-1: Общий вид горы Тавор

Об одной из битв, происходивших у ее подножия, рассказывает Танах. Это было во дни пророчицы Деборы (Деворы), которая помогла Бараку (Вараку) собрать войско и победить Сисару, полководца ханаанского властителя города Хацор (Асор). Барак с десятью тысячью воинов победил значительно превосходившее их по численности и вооружению войско, в котором было "девятьсот железных колесниц" (С 4:17). Село бедуинов, расположенное у подножия горы Тавор, называется Дебурия в память о той битве и вдохновительнице ее.

Постоянных селений на горе Тавор большую часть истории не было. Наиболее раннее поселение на ее вершине упомянуто в сочинении римского историка Полибия (ок. 200 -- ок. 120 г. до н.э.). При описании экспедиции Антиоха III в 218 г. до н.э. упомянут бой против крепости на горе. Полибий не пишет о населенном пункте рядом с крепостью, однако исследователи предполагают, что там же существовало греческое поселение.38

Йосеф бен Матитьяху, более известный как Иосиф Флавий, бывший одним из руководителей восстания евреев против римлян в 67 г., описывает в своем сочинении, как возводили на горе Тавор оборонительную стену. Следы этой стены, раскопанной археологами, можно видеть и сегодня.

Уже в IV или V веках построили на вершине горы три церкви в память трех палаток, упомянутых в евангелиях. Христианская традиция утверждает, что это произошло уже при царице Елене, которая включила и гору Тавор в список мест знаменательных евангельских событий. "Св. царица Елена воздвигла на вершине величественную базилику в честь преславного Преображения и трехпрестольный храм во имя трех Апостолов" на месте, где спали во время этого события ученики Иисуса -- Петр, Иаков и Иоанн (Лк 9:32).39

Базилика стояла на самой возвышенной точке горы Тавор, а второй храм "несколько ниже, но на недалеком расстоянии от первого". "Путеводитель по Святым местам Востока" (1897), утверждал, что одна из стен древнего храма, построенного царицею Еленою, уцелела и находится в алтаре.40

В VI веке на V Вселенском соборе было постановлено образовать здесь епархию, то есть церковно-административную область, возглавляемую епископом. Среди участников Вселенских соборов в Эфесе в 431 и 550 годах упомянут епископ Тавора. Имеется несколько письменных свидетельств о существовании на горе Тавор трех церквей, монастыря со множеством келий для монахов, и странноприимного дома для путешественников.

Паломник Арколпус (Аркульф) сообщил своему биографу в VII веке, что видел на горе Тавор три больших церкви, монастырь и кельи монахов.
Там же были, по-видимому, и помещения для приюта богомольцев. Все эти сооружения были защищены стеной. В свидетельстве 808 г. упомянута четвертая церковь на этой горе, как видно, в честь Мельхицедека.41 Много церквей было построено и разрушено на вершине этой горы. "Еще в IX веке на святую гору вела гигантская лестница в 4340 ступеней".42  Ныне ведет на вершину узкая, извивающаяся на подъемах, асфальтовая дорога.

Илл. 8/4б-2: Вид современной дороги на вершину горы Тавор

"Нашествие крестоносцев в Святую Землю изменило судьбу Таворских монастырей, сделав распорядителями в них в XII веке по преимуществу католическое монашество", - свидетельствует игумен Даниил.

Во времена крестоносцев здесь было два монастыря, православный и католический. Когда Саладин (Салах а-Дин) в 1183 г. атаковал монастырь греков-ортодоксов, монахи по тайному подземному переходу скрылись в католическом монастыре, который был подобен крепости. Этот католический монастырь сдался только после страшного поражения крестоносцев в 1187 г., и монахи покинули его. Все сооружения христиан на горе Тавор в конце XII века подверглись разрушению мусульманами. В 1229 г. монахи вернулись и построили скромную церковь на базе прежней великолепной базилики. В том же столетии и эта церковь была разрушена, и хотя монахи не жили здесь, паломничество на эту гору не прекращалось. 43

Марк Твен побывал на Св. Земле в 1867 г. и свое впечатление от вида, открывавшегося с горы Тавор, описал так: "Тавор стоит уединенно и одиноко - гигантский часовой равнины Ездрилонской. Он возвышается примерно на тысячу четыреста футов над окружающей равниной; изящно очерченный конус, поросший лесом, виден издалека и радует глаз путника, утомленного невыносимым однообразием пустынной Сирии. Крутой тропкой, проложенной в овеваемых ветром дубовых рощах и зарослях боярышника, мы забрались на вершину. Картина, открывшаяся нам с этой высоты, была почти прекрасна. Внизу широко раскинулась плоская равнина Ездрилона, вся расчерченная клетками полей, точно шахматная доска, и такая же гладкая и ровная; по краям она усеяна крошечными белыми деревушками... На востоке лежит долина Иордана, а за ней поднимаются Гилеадские горы. На западе -- гора Кармель. Хермон на севере, плоскогорье Васана (Бейт Шеана -- В.Ц.), и священный город Сафед (Цфат -- В.Ц.), мерцающий белизной, на высоком отроге Ливанских гор, и синевато-стальной край моря Галилейского, и гора Гаттин (Хиттин-- В.Ц.) со своей двойной вершиной -- легендарная "Гора Блаженных", немая свидетельница последней отчаянной битвы крестоносцев за святой крест... Земля эта так густо населена историческими воспоминаниями, что если бы выстлать ее страницами книг, о ней написанных, они покрыли бы ее сплошным ковром от края до края".44 Ныне на вершине горы Тавор можно видеть следы древних эпох и два монастыря.

Илл. 8/4б-3: План сооружений на вершине горы Тавор:
1. Стена, возведенная Йосефом бен Матитьяху.
2. Сооружения бенедиктинцев.
3. Стена, возведенная мусульманами.
4. Церковь Преображения.
5. Монастырь францисканцев.
6. Монастырь греков-ортодоксов.
7. Ворота ветра и дорога в Нацерет.
8. Разнообразные развалины.
Назад
 VIII-4в. Францисканская церквь в честь чуда Преображения на горе Тавор

 Существующая ныне церковь Преображения возведена в 1919-1924 годы францисканцами по проекту архитектора Барлючи, создавшего и несколько других великолепных архитектурных произведений на Святой Земле. Она построена на том же месте, где существовала церковь во времена крестоносцев, возведенная при Танкреде, и элементы древнего сооружения (в том числе капеллы) включены в современное здание.

Илл. 8/4в-1: Сооружения на вершине горы Тавор: Францисканская базилика справа. К юго-востоку от базилики раскопки церкви крестоносцев. К юго-западу - строения францисканского монастыря. С северо-западу (плохо видно) - церковь и строения греков-ортодоксов.

Илл. 8/4в-2: План церкви Преображения и окружающих ее сооружений и раскопок:
1. Центральный неф.
2. Капела, посвященная Моисею.
3. Капела, посвященная Илии.
4. Следы византийской мозаики.
5. Ризница.
6. Следы бенедиктинского монастыря.
7. Остатки укреплений мусульман. (на илл. № 11)
8. Следы древних сооружений (на илл. № 10) и к западу от них
    (вне иллюстрации) сооружения францисканского монастыря.

По замыслу архитектора, крыша была покрыта прозрачными плитами мрамора, обеспечивавшими обилие солнечного света в зале и выражавшими тот мистический свет, в лучах которого предстал Иисус в описанном евангелиями событии. Однако климатические условия и влажность, присущие вершине этой горы, вынудили владельцев здания сделать потолок из сосновых балок и покрыть его медными листами, похоронившими эффект, планировавшийся архитектором Барлючи.45

Церковь представляет собой базилику с тремя нефами. Центральный неф завершается на восточной стороне апсидой, в которой установлены два алтаря, один над другим. К главному (нижнему) алтарю на месте древней крипты ведут вниз несколько мраморных ступеней, также находящихся в восточной части центрального нефа. Здесь можно видеть камни наиболее древней церкви -- они покоятся на том самом уровне земли, на котором, как верят многие, произошло знаменитое событие. В "Путеводителе по Святым местам Востока" (1897), утверждалось, что "престол нынешнего храма занимает то самое место, на котором преобразился Господь, показав ученикам Своим божественную славу Свою. Чувство глубокого благоговения наполняет душу каждого на этом священном месте".46
А. Лирон добавляет, что францисканцы "показывают тот самый камень, на котором стоял Иисус во время Преображения".47
По одному свидетельству, "место Преображения ограждено решетками, а там, где стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста".48 В апсиде, над алтарем и потолком крипты, находится и второй алтарь, к которому ведут ступени из боковых галерей. "Подлинный свод времен крестоносцев" покрыт современной мозаикой, созданной Г. Вилани, повествующей об основных событиях жизни Иисуса. Высоко над двумя алтарями и окнами апсиды парит мозаика Преображения, где изображены стоящими на облаках Иисус и два более древних пророка, а под ними три апостола.

Илл. 8/4в-3: Преображение Иисуса (фрагмент мозаики над главным алтарем церкви)

Центральная часть фасада базилики, как и обрамляющие его с двух сторон башни, увенчаны треугольными фронтонами, которые символизируют шатры в честь Иисуса, Моше (Моисея) и Элияху (Илии). Эти боковые башни возвышаются над часовнями времен крестоносцев, одна (справа) во имя Илии, другая (слева) - посвящена Моисею.

Илл. 8/4в-4: Фасад церкви Преображения

К западу от церкви Преображения имеются сооружения францисканского монастыря, включающие также музей, помещения для приема паломников и большую столовую для них. Этот монастырь возник в 1873 г. От ворот, ведущих на участок францисканцев, простирается стройная кипарисовая аллея. К северу от церкви можно видеть развалины Бенедиктинского монастыря, существовавшего во времена крестоносцев. С восточной стороны этой церкви можно видеть также ступени, вырубленные в скале (покрытые железной решеткой), которые вели в крипту церкви крестоносцев. При ее строительстве были обнаружены грандиозные остатки средневековых и более ранних сооружений, в частности, крепости времен крестоносцев, и церквей разных эпох. С балконов, опоясывающих церковь с севера и с юга, открываются великолепные виды окрестностей этой горы на большие расстояния.49
Назад
 VIII-4г. Православная церковь в честь чуда Преображения на горе Тавор

Таворские монастыри почти до средины XIX века находились в полном запустении и лежали в развалинах, но память о том, что с горой Тавор связывается церковное предание как о месте Преображения Иисуса, живо хранилось среди христиан.

"С 1844 г. православный архим. Иринарх стал часто наведываться на святую гору, запасшись огнем и яствами, и проводил немалое время в пещере прав. Мелхицедека, которую почитают" на склоне горы поблизости, "пониже католического монастыря. Уроженец Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского, он проживал в лавре преп. Саввы Освященнаго; но, отправившись по святым местам Галилеи, пленился красотою и пустынностью г. Фавор... и совсем переселился на Фавор с учеником своим, Нестором, сиротой из той же деревни близ Ясс. Вход в пещеру он заваливал камнем на ночь, питался, за неимением средств, орехами и злаками, которые давала святая гора, или подаянием редких паломников... Среди груды развалин напал он на полукруглые основания алтарных абсид православного храма: он поставил в одной из них каменный стол и стал служить молебны для приходящих паломников, число которых все увеличивалось... Собрав 40.000 пиастров, Иринарх приступил к постройке храма, трех жилых комнат, кухни, кладовой и лошадиной мельницы. Но этой суммы, конечно, было недостаточно: тогда пришла на помощь Россия".50

Вся площадь земли, занятая архим. Иринархом, была обведена каменной невысокой стеной на мокрой кладке. Однако завершение строительства церкви в виде базилики с небольшим куполом и ее торжественное освящение состоялись только в 1862 году, уже после смерти девяностолетнего отшельника Иринарха, скончавшегося в 1859 г.
Его гробница расположена у входа в храм, справа. В этой православной церкви три алтаря (престола). "Спутник паломника по Святым местам" свидетельствует: "В апсиде главного престола большое изображение Преображения; правый придел посвящен библейским свидетелям Преображения -- пророкам Моисею и Илии. В этом приделе более всего видны в апсиде алтаря темные камни древнего храма св. царицы Елены. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре образ Преображения - дар Великого Князя Сергея Александровича".51

Эта церковь посвящена пророку Илии. Около церкви пророка Илии находится пещера Мельхицедека, в окрестностях которой, согласно христианской традиции, Мельхицедек встретил праотца Аврахама с хлебом и вином (Бр 14:18). По другой традиции эта встреча произошла на территории церкви св. Гроба Иисуса, где под Голгофой, в капелле Адама, стоял ранее алтарь, посвященный Мельхицедеку.52

Обширный двор и прилегающие к нему территории засажены кипарисами, смоковницами, виноградными лозами и маслинами, "дающими приятную тень". Здесь же был устроены греческий монастырь и помещения для богомольцев, позволявшие обеспечить пристанищем до 400 человек. Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Против входа в церковь была даже устроена кухня для варки паломникам горячей пищи и куб для кипятка.53 "Путеводитель по Святым местам Востока" (1897), сообщал, что "при спуске с вершины Тавора указывают то место, где Господь, сходя с горы, запретил ученикам рассказывать о виденном ими Его преславном преображении до Его воскресения".54
Назад
Глава I

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА  
ОБ ОСНОВАТЕЛЕ ХРИСТИАНСТВА

Глава II

СВЯТОСТЬ ТАНАХА (ВЕТХОГО ЗАВЕТА) ДЛЯ ХРИСТИАН
Глава III

ИИСУС ХРИСТОС – БОГ
ИЛИ ЧЕЛОВЕК?
Глава IV

МАРИЯ БОГОРОДИЦА, ЕЕ РОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Глава V

ИИСУС ХРИСТОС (ЙЕШУ) И БЕЙТ – ЛЕХЕМ (ВИФЛЕЕМ)
Глава VI

ИСУС ХРИСТОС (ЙЕШУ) И НАЦЕРЕТ (НАЗАРЕТ)
Глава VII

КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА (ЙЕШУ) В ИОРДАНЕ
Глава VIII

ИИСУС ХРИСТОС (ЙЕШУ)
В ГАЛИЛЕЕ
Глава IX
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА У ГАЛИЛЕЙСКОГО
 
МОРЯ (КИННЕРЕТА)
Глава X
ИЕРУСАЛИМ ВО ДНИ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА (ЙЕШУ)
Глава XI
ИИСУС ХРИСТОС (ЙЕШУ) В ИЕРУСАЛИМЕ
Глава XII
ИИСУС ХРИСТОС (ЙЕШУ)
НА МАСЛИЧНОЙ ГОРЕ
Глава XIII
СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ (ЙЕШУ)

Послесловие 

Хронология жизни и общественной деятельности 

Иисуса Христа

Примечания 

Библиография 

Указатель имен, понятий,
мест и событи
Назад